Изучение опасных природных явлений в школьном курсе географии
ВВЕДЕНИЕ
Обучение учащихся грамотному поведению при проявлении различного рода опасностей и начальному ознакомлению с ними является одним из особых положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования PФ, ФГOC общего образования второго поколения. Курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (дaлее – OБЖ), безусловно, принадлежит ключевая роль в обеспечении учащихся системой знаний о природных явлениях. Вместе с тем значительным потенциалом для формирования знаний об опасных природных явлениях и правилах безопасного поведения в случае их возникновения, обладает и школьный курс географии, изучение которого способствует развитию представлений о причинах возникновения явлений и процессов, представляющих опасность для человека. Также, и о географии этих явлений и процессов, их специфике в различных районах мира, o признаках надвигающейся угрозы, o правилах поведения в сложных ситуациях.
Стихийные явления, наблюдаемые нами в последне
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы опасных природных явлений
1.1 Базовое понятие опасных природных явлений
1.2 Причины возникновения опасных природных явлений
1.3 Классификация опасных природных явлений
2. Роль опасных природных явлений в курсе географии
2.1 Общая характеристика учебного предмета «География»
2.2 Рабочая программа 5 класса и как в ней предусмотрено изучение опасных природных явлений
2.3 Рассмотрение стихийных явлений в поурочном планировании 6 класса
2.4 Изучение природных катастроф Земли в программе 7 класса
2.5 Обобщение опасных явлений природы в разработке 8 класса
3 Исследование географической грамотности учащихся в области опасных природных явлений
3.1 Технологическая карта мероприятия
3.2 Анализ качества проведённого урока в соответствии с требованиями образовательного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бахтин, Ю. К. Географическое образование: история и современность / Ю. К. Бахтин, К. А. Соловьев // Научный журнал «Молодой ученый». – 2014. – № 21. – С. 53-55. – URL: https://moluch.ru/archive/80/14513/ (дата обращения: 06.02.2023).
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения 06.02.2023).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 06.02.2023).
Акимов В.А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. /В.А.Акимов, В.В .Лесных, Н.Н.Радаев. М.: Деловой экспресс, 2004
Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера. Часть 2. Чрезвычайные ситуации в атмосфере и гидросфере: учебное пособие / А. В. Баринов, В. А. Седнев, А. Н. Неровных, И. А. Лысенко, Е. И. Кошевая. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2010. – 53 с.
Бояринова С. Опасные природные процессы (Часть I): Учебное пособие / С. Бояринова – Железногорск : ФГБОУ ВО СПСА ГПС МЧС России, 2017. – 109 с.
Виноградов Ю. Б. Современные проблемы гидрологии / Ю. Б. Виноградов, Т. А. Виноградова. – М. : Академия, 2008. – 320 с.
Короновский Н. В. Опасные природные процессы : учебник / Н. В. Короновский, Г. В. Брянцева. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 231 с.
Короновский Н. В. Опасные природные процессы : учебник / Н. В. Короновский, Г. В. Брянцева. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 233 с.
Неровных А. Н. Опасные природные процессы /А. Н. Неровных, А. Г. Заворотный, В. М. Бутенко, В. В. Сарычев, С. А. Резниченко. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. – 306 с
Осипов В. И. Оценка и прогнозирование рисков природных катастроф на территории России [Электронный ресурс] / В. И. Осипов // докл. на заседании Президиума РАН – 17 февр. 2004 г. – Режим доступа: http://www.geoenv.ru/science/osipov_paper/osipov_paper-rus.htm
Осипов В. И. Природные катастрофы на рубеже XXI века // Вестник Российской академии наук, т. 71. – 2001. – №4. – C. 291–302.
Природные опасности России. Природные опасности и общество. Тематич. Том / Под редакцией В. А. Владимирова, Ю. Л. Воробьева, В. И. Осипова. – М. : Изд. фирма КРУК, 2002. – 248 с.
Дигас Б. В. О Мод
Многопиковая и гребенчатая формы гидрографа – реки Северной Азии и Северного Кавказа;
3. Реки с паводками от выпадения дождей. Гидрограф – многопиковый – реки Дальнего Востока, Сибири;
4. Реки с максимальным паводком от совместного влияния снеготаяния и дождей. Весеннее половодье, высокая летняя и зимняя межень, осенний паводок – реки северо-западных районов;
5. Реки с заторно-зажорными явлениями, совпадающими с половодьями от бурного таяния в горах, – длинные реки с меридиональной ориентацией: Лена, Енисей, Обь, Северная Двина и др.
Различают следующие виды наводнений:
Половодье – ежегодный подъем уровня воды в реках, вызываемый таянием снега и льда;
Паводок – быстрый подъем уровня воды, возникающий нерегулярно, от сильных дождей и кратковременного снеготаяния. В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года. Следующие последовательно один за другим паводки могут вызвать половодье;Зажор – скопление масс шуги (рыхлые куски внутрив