Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста
Введение
Потребность в общении является одной из ведущих в жизни ребенка. Общение для детей является средством организации совместной деятельности, формирования и межличностных отношений, способом познания мира в целом. Для дошкольников общение, стремление к совместным действиям, является основным видом деятельности.
Многие психологи и педагоги отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, возникающими в общении с ровесниками и взрослыми. Так, у одних детей отмечаются нарушение норм и правил поведения, дети становятся развязными, фамильярными, подчас грубыми; другие теряются, замыкаются в себе, стараются как можно меньше общаться. В связи с этим в этот период жизни детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных умений (знание законов общения, умение устанавливать и поддерживать важный, для общающихся положительный контакт).
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы психолого-педагогическиой литературы по формированию речевого этикета у детей дошкольников …………………. 6
1.1 Особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...
1.2. Понятие, виды и этапы формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста ………………………………………………………. 6
1.3 Обучающая роль дидактической игры в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста……………………………………... 14
2. Экспериментальное исследование по формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр………….. 16
2.1 Диагностика уровня сформированности речевого этикета у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2 Формирование у детей дошкольного возраста речевого этикета посредством дидактической игры ………………………..……………….....
2.3 Анализ результатов экспериментально исследовательской работы по формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста............................................................................................................... 16
3. Методические рекомендации для воспитателей по формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста ………………...................
Заключение……………………………………………………………………
Библиография…………………………………………………………………
Приложение А…………………………………………………………………
Приложение Б………………………………………………………………….
Приложение В…………………………………………………………………. 35
Библиография
1. Акишина, А. А. Русский речевой этикет/ А. А. Акишина, Н. И. Формановская. – М.: Русский язык, 2001. – 186 с.
2. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 96 с.
3. Богуславская, Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРГО», 2009. – 192 с.
4. Беседы на этические темы/ Дошкольное воспитание, 2007. – №3. – С. 25-30 с.
5. Венгер, Л.А. Воспитание общей речевойкультуры ребенка/ Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2015. – 220 с.
6. Введенская, Л.А., Культура речи: – М.: Феникс, 2001. – 448 с.
7. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста/ М.Н.Перова. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
8. Прокофьева, М.Б. Развитие речи до школьников/ педагогика современного образования: состояние, проблемы и перспективы развития, 2016. – 50-56 с.
9. Психология личности и деятельности дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 2001. – 387 с.
10. Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути, решения/ Ф.А. Сайфуллин. – М.: БашГУ, 2016. – 205 с.
11. Соколова, О. А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и
младшего школьного возраста/ Соколова О. А. – М.: Питер, 2013. – 53 с.
12. Стернин, И. А. Русский речевой этикет (учебное издание)/ Стернин И. А. – М.: Воронеж, 2000. – 145 с.
13. Формановская, Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»/ Формановская Н. И. – М.: Знание, 2009. – 93 с.
14. Формановская, Н.И. Методический аспекты / Н. И. Формановская. – М.: КомКнига, 2006. – 156 с.
15. Шацкая, О.О. Формирование социального поведения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы: автореф. дне. канд. пед. наук. – М.: 2003. – 17с.
16. Чулкова, А.В., Формирование диалога у дошкольников/ А. В. Чулкова. – М.: Феникс,
Потребность в общении является одной из ведущих в жизни ребенка. Общение для детей является средством организации совместной деятельности, формирования и межличностных отношений, способом познания мира в целом. Для дошкольников общение, стремление к совместным действиям, является основным видом деятельности.
Многие психологи и педагоги отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, возникающими в общении с ровесниками и взрослыми. Так, у одних детей отмечаются нарушение норм и правил поведения, дети становятся развязными, фамильярными, подчас грубыми; другие теряются, замыкаются в себе, стараются как можно меньше общаться. В связи с этим в этот период жизни детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных умений (знание законов общения, умение устанавливать и поддерживать важный, для общающихся положительный контакт). Их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств.
Одно из важных значений в этом процессе принадлежит формированию речевого этикета. Владение речевым этикетом обеспечивает комфорт в общении, поскольку способствует установлению доброжелательных взаимоотношений. В целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации важное место занимает педагог, он должен понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять чувство ответственности за формирование культуры речи у детей.
Исследователи отмечают, что проблема воспитания культуры речевого общения относится к числу важнейших задач современного дошкольного образования.