Художественная обработка материалов, направленной на формирование эстетического восприятия у школьников

В дипломной работе определены сущностные характеристики эстетического восприятия как процесса отражения реального мира; рассмотрены и проанализированы особенности и условия организации занятий по художественной обработке материалов в общеобразовательной школе.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.08.2022
Объем файла
3222 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Формирование творчески активной личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, становится одной из важнейших целей современного образования.  Эстетическое освоение действительности подрастающим поколением происходит не только во время занятий искусством, но и процессе творческих занятий. Человек становится художником непосредственно, когда создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Однако эстетическое начало присуще человеческому труду в целом, деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.

Восприятие – отправная точка познания мира. Посредством эстетического восприятия создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Во внутреннем и внешнем содержании воспринимаемого образа заключается определенная художественная информация. 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования у школьников эстетического восприятия на занятиях по художественной обработке материалов………..7

  1. Эстетическое восприятие как процесс отражения реальной действительности………………………………………………………….7
  2. Особенности формирования у школьников эстетического восприятия на занятиях по художественной обработке материалов………………11
  3. Виды вышивки и их технологические особенности…………………..14

Глава 2. Методические основы формирования у школьников эстетического восприятия в процессе освоения технологических приемов художественной обработки материалов (на примере вышивки)………………………………..21

2.1 Методы обучения школьников художественной обработке материалов на уроках технологии………………………………………………………..21

2.2 Художественная вышивка в содержании учебных занятий по технологии в школе…………………………………………………………34

Глава 3. Организация и проведение практической работы по формированию у школьников эстетического восприятия на занятиях по художественной обработке материалов………………………………………………………….40

3.1 Разработка наглядных материалов для проведения занятий по художественной вышивке…………………………………………………..40

3.2 Критерии оценки уровня сформированности эстетического восприятия у школьников…………………………………………………………………43

3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников эстетического восприятия при освоении технологических приемов художественной вышивки на уроках технологии……………….46

Заключение………………………………………………………………………49

Список использованных источников………………………………………….51

Приложения……………………………………………………………………..56

Список использованных источников

  1. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса: Учебно-методическое пособие / Е.В. Алексеенко. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 202 с.
  2. Астраханцева С.В.   Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учебно-методическое пособие для вузов (Гриф УМО) /С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.  –  347 с.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабнского. – Москва: Просвещение, 1988. – 479 с.
  4.    Бадаев В.С. Психология декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / В.С. Бадаев. – Москва: ВЛАДОС, 2007. – 32 с.
  5.    Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. – Москва: Новая Москва, 1925. – 238 с.
  6.     Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
  7.    Бесчастнов П.Н. Основы композиции (история, теория и современная практика): Монография / П.Н. Бесчастнов, Н.П. Бесчастнов,  – Москва: ФГБОУ ВПО «МГУДТ», 2015. – 228 с.
  8.    Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. – Москва: Высшая школа, 2002. – 511 с.
  9.     Букач Л. А. Материаловедение и технология ручной вышивки: учебное пособие / Л. А. Букач, М. А. Ровнейко. – Минск: РИПО, 2015. – 328 с.
  10. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 380 с.
  11. Васильев С.А. Теория отражения и художественной творчество / С.А. Васильев. – Москва: Просвещение, 1970. – 144 с.
  12. Возвращение к истокам:  Искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – Москва: Знание, 1998. – 272 с.
  13. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие / В.В. Выгонов.  – Москва: Слово, 2000. – 134 с.
  14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2017. – 368 с.
  15. Голубева О.А. Основы композиции: Учебник. – 3-е изд. / О.А. Голубева. – Москва: Сварг и К, 2008. – 145 с.
  16. Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. / Е.И. Игнатьев. -  Москва: Академия, 1959. – 87 с.
  17. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства / Конспект лекций / С.С. Константинова.  –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 192 с.
  18. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – Москва: Просвещение, 1983. – 223 с.
  19. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студентов вузов / Г.И. Кругликов.  – Москва: Академия, 2004. – 418 с.
  20. Кумпан  Е. В. Виды декорирования текстильных материалов и готовых изделий: учебное пособие / Е. В. Кумпан, Г. Р. Залялютдинова; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2017. – 212 с.
  21. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 144 с.
  22. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 592 с.
  23. Муштавинская И.В. Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации: Методическое пособие / И.В. Муштавинская. – Москва: Каро, 2016. – 256 с.
  24. Нартя В.И. Основы конструирования объектов дизайна: учебное пособие / В.И. Нартя, Е.Т. Суиндиков. – Москва: Инфра-Инженерия, 2019. – 264 с.
  25. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания: Кн. для учителя / Б.М. Неменский. – Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.
  26. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов.- 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
  27. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
  28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – 3-е изд., стер. – Москва: Тривола, 1998. – 352 с.
  29. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Худож. ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей : Практ. пособие для руководителей школьных кружков / Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. – Москва: Просвещение, 1978. – 255 с.
  30. Плотникова Е.Н. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методика преподавания предмета «Технологии»: методическое пособие для студ. высш. учебн. заведений / Е.Н. Плотникова. – Евпатория: ПрАт «Евпаторийская городская типография», 2019. – 138 с.
  31. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. –  Москва: Большая Рос. энцикл., 2002. — 527.
  32. Проблемы  пластического искусства  / Под ред. Н.М. Некрасовой – Москва: Изобразительное искусство, 1982. – 210 с.
  33. Роготнева А.В. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: Методическое пособие / А.В. Рогова. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 307 с.
  34. Ротова Н.А. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах: учебно-методическое пособие / Н. А. Ротова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 162 с.
  35. Серебренников Л.Н. Методика обучения технологии: Учебник / Л.Н. Серебренников. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва: Юрайт ООО, 2020. – 226 с.
  36. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – Москва: Академия, 2008. – 256 с.
  37. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Н.М.Сокольникова. – Москва: Академия, 1999. – 356 с.
  38. Сотникова Н.А. Вышивка украшающих отделок / Н.А. Сотникова. – Москва: Эксмо, 2008. – 144 с.
  39. Сурина М.О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету / М.О. Сурина, А.А. Сурин. – Москва; ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: «МарТ», 2003. – 352 с.
  40. Теория и методика обучения технологии с практикумом: учебно-методическое пособие / М.Л. Субочева, Е.А. Вахтомина, И.П. Сапего, И.В. Максимкина; Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 176 с.
  41. Технология. Методическое пособие. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – Москва : Просвещение, 2020. – 96 с.
  42. Технология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. – Москва: Просвещение, 2020. – 64 с.
  43. Трофимов В.А. Основы композиции / В.А. Трофимов, Л.П. Шарок. – Санкт-Петербург: СПБГУ ИТМО, 2009. – 42 с.
  44. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – 2-е изд., уточненное и доп. / В.Б. Устин. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 239 с.
  45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 10.09.2021).
  46. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – Москва: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
  47. Черняева И. Ю. Художественная вышивка: учебно-методическое пособие / И. Ю. Черняева. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 121 с.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности – группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по другим классификациям методы обучения в виде подгрупп.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.