Проблемное обучение информатике в старшем школьном возрасте
Введение
В настоящее время все сферы жизнедеятельности человека совершенствуются и изменяются. Данный прогресс не обошел стороной и педагогику, которая находится в процессе постоянного развития.
В системе образования Российской Федерации развиваются и реализовываются различные педагогические теории, технологии и концепции обучения, а с внедрением новых государственных образовательных стандартов наиболее актуальным становится вопрос их усовершенствования.
Наибольшее влияние на нынешнюю педагогическую практику оказало внедрение нетрадиционныхформ обучения:развивающее, программированное и проблемное.
Теория проблемного обучения начала разрабатываться еще с середины 50-х годов XX века ина сегодняшний день эта отрасль хорошо изучена и разработана. В основе проблемного обучения лежит некоторая проблема, которую учащимся необходимо решить, для чего: проанализировать предоставленный материал и самостоятельно извлечь новую информацию.
Однако данная технология требует большого про
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения …………..…………. 5
1.1. Сущность проблемного обучения …………………………...…………….. 5
1.2. Особенности обучения информатике в старшем школьном возрасте .... 11
Глава 2. Технология организации проблемного обучения в старшем школьном возрасте…………………………………….…………………...….. 13
2.1. Особенности реализации технологии проблемного обучения у старших школьников ……………………………...……………………………………... 13
2.2 Методические рекомендации по применению технологии проблемного обучения на уроке в старших классах …..……………………………………. 16
Заключение ………………………………………………………………….….. 26
Список литературы …………………………………………………………..… 27
Список литературы
1. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников/ К. А. Арапов // Молодой ученый. – 2012. – № 8 (43). – 414с.
2. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю. К. Бабанский. – Ростов-на-Дону, 1970. – 192 с.
3. Пономарева, М. А. Общая психология и педагогика / М. А. Пономарева, М. В. Сидорова. – Минск: Тетралит, 2013. – 144 с.
4. Бахтиярова, Л. Н. Проектирование уроков информатики с использованием проблемного обучения / Л. Н. Бахтиярова, К. В. Плотова // Информатика в школе. – 2019. – № 8(151). – С. 19-24. –URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41264991
5. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2008. – 540 с.
6. Горбулина, Т. С. Проблемное обучение на уроках информатики / Т. С. Горбулина, Л. Г. Лукина // Педагогический поиск. – 2014. – № 10-12. – С. 51-53. –URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27643280
7. Давыдова, Н. Е. Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики / Н. Е. Давыдова // Педагогика и психология: перспективы развития : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 октября 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 103-104 – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30646926
8. Дудковская, И. А. Возможности проблемных методов обучения в развитии познавательных УУД обучающихся при обучении информатике / И. А. Дудковская // Педагогические и социальные вопросы образования : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 07 августа 2020 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. – С. 159-162. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43839288
9. Зарипов, С. А. Роль проблемного
Целесообразно выделить несколько этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе [3]:
- первый этап (1-6 классы) – пропедевтический;
- второй этап (7-9 классы) – базовый курс;
- третий этап (10-11 классы) – профильные курсы.
Важно помнить, что учащиеся старших классов уже имеют хороший навык работы на компьютере, а, следовательно, содержание обучения информатике в старших классах может быть дифференцировано по интересам и направлено на профессиональную подготовку школьников.
Так как третий этап является продолжением образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности до- профессиональной подготовки школьников.
Рассмотрим возможности реализации обучения информатике в старших классах в зависимости от профиля обучения [6]:
- Для математического профиля возможно углубленное изучение прог