Воспитание у обучающихся нравственных чувств и морального поведения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы нравственного воспитания и морального поведения, развития и совершенствования человека интересовали общество во все времена.
Таким образом, вопросы нравственного воспитания и морального поведения становятся все более актуальными. В федеральном законе «Об образовании» о нравственном воспитании говорится следующее: «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [1, с. 3]. Данная цитата хорошо показывает важные составляющие нравственного воспитания, которые должны быть присуще каждому человеку.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [17].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ5
1.1.Сущность и задачи воспитания нравственных чувств и морального поведения5
1.2.Классики педагогики о воспитании нравственных чувств детей и моральном поведении8
1.3.Психолого-педагогические аспекты воспитания нравственных чувств и морального поведения у обучающихся12
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ19
2.1. Модель воспитания нравственных чувств у обучающихся19
2.2. Способы воспитания нравственных чувств22
еляют 6 способов нравственного воспитания.24
2.3. Педагогические условия воспитания нравственных чувств и морального поведения26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 17 февраля 2023 года) (редакция, действующая с 28 февраля 2023 года Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. Доступ Российская газета.
Абдуллаева, Н. А. Нравственное воспитание детей на современном этапе / Н. А. Абдуллаева, М. О. Омарова // Педагогика и психология в современном мире : Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 24 октября 2019 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. – С. 454-459.
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2019. № 11. С. 68-71.
Асташова, Н. А. Нравственное воспитание: диалог мыслителей как путь к пониманию истины / Н. А. Асташова, С. К. Бондырева, Б. И. Островский // Мир образования - образование в мире. – 2020. – № 2(78). – С. 52-67.
Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 2018. 479 с.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. 2018. № 2. С. 67-68.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 2019. 420 с.
Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2018. 480 с.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс] // URL: http://rkomitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn (дата обращения: 05.05.2023)
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Просвещение, 2018. 211 с.
Дубинина, К. П. Моральное и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / К. П. Дубинина // Современные тенденции развития гуманитарных, правовых и экономических исследований Республики Калмыкия: теория и практика
Если качество личности, заслуги человека, его опыт по достоинству оцениваются окружающими, то уважение личности, человеческих качеств, становится итогом оценочной деятельности общества. Исходя из приведенных характеристик слова «уважение», можно сделать вывод о том, что уважение личности основывается на признании системы ее ценностей другими людьми.
Так, проявление уважительного отношения к самостоятельности личности, к ее суверенитету, к личностным качествам, к выработанным правилам и принципам, к поступкам, к индивидуальной позиции, к труду, к накопленному и передаваемому опыту характеризует общественную значимость личности. И чем больше у данной личности положительно оцениваемых проявлений, тем значимее человек становится для общества, уважительнее становится отношение к нему окружающих.