Изучение творчества И. С. Тургенева в аспекте интерпретации жанровой специфики произведений
Введение
Актуальность исследования. Постижение русской классики несет в себе большие образовательные возможности для совершенствования умственной, эстетической, эмоциональной сфер учащихся. Однако целостное понимание художественного произведения невозможно без учета его жанровой специфики.
В литературоведении под жанром понимается исторически сложившаяся содержательно-формальная категория, обеспечивающая идейно-эстетическую целостность литературного произведения. Каждый жанр имеет свою, исторически обусловленную проблематику, воплощающуюся в соответствующей форме. Исследуя тенденции обращения того или иного писателя к определенным жанрам, можно более ясно понять его способ познания действительности.
Именно поэтому проблема изучения художественного произведения с учетом его рода и жанра по сей день интересует методику преподавания литературы в школе.
И. С. Тургенев принадлежит к плеяде известнейших русских писателей XIX века.
Содержание
Введение7
1 Методические основы изучения художественных произведений в их жанровой специфике10
1.1 Изучение художественных произведений в аспекте жанра в классах среднего и старшего звена10
1.2 Особенности восприятия учащихся средних и старших классов произведений И. С. Тургенева17
1.3 Творчество И. С. Тургенева в школьных программах по литературе: аналитический обзор22
2 Особенности анализа произведений И. С. Тургенева с учетом их жанрового своеобразия в классах среднего и старшего звена29
2.1 Методическая система изучения рассказа И. С. Тургенева «Муму» на уроках литературы в 5 классе29
2.2 Углубление у учащихся представления о жанре повести на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Ася» в 8 классе34
2.3 Изучение тургеневского психологизма в аспекте жанровых особенностей романа «Отцы и дети» в 10 классе39
Заключение45
Список использованных источников48
Список использованных источников
Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / О. Ю. Богданова. – Москва : Academa, 2002. – 397 с. – ISBN 978-5-7695-1205-9. – Текст : непосредственный.
Бочина, М. Г. Особенности развития учеников среднего школьного возраста : 10 – 15 лет / М. Г. Бочина. – Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 3. – С. 18–21. – URL: https://psylist.net/hpor/ped017.htm. – Дата публикации: 25.02.2014.
Бурмистрова, Ю. Д. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева и проблема циклообразования / Ю. Д. Бурмистрова. – Текст : электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2021. – № 1. – С. 7–15. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stihotvoreniya-v-proze-i-s-turgeneva-zaglavie-tsikla-kak-istoriko-literaturnaya-problema/viewer. – Дата публикации: 12.10.2021.
Васильев, А. З. Из истории категории «жанр» / А. З. Васильев. – Текст : электронный // Институт образования человека. – 2011. – № 3. – С. 14–21. – URL: https://uchimsya.com/a/m7593Eml. – Дата публикации: 10.02.2011.
Вергиенко В. Н Классификация жанров литературы по форме / В. Н. Вергиенко. – Нижний Новгород : Волго-Вятское книжное издательство, 2017. – 137 с. – ISBN 978-5-7420-0173-8. – Текст : непосредственный.Вершинина, Н. Л. Введение в литературоведение : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература» / Н. Л. Вершинина. – Москва : Оникс, 2018. – 415 с. – ISBN 978-5-488-01033-8. – Текст : непосредственный.
Голубков, В. В. Художественное мастерство И. С. Тургенева : пособие для учителя / В. В. Голубков. – Москва : Учпедгиз, 1960. – 228 с. – Текст : непосредственный.
Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе : методологические очерки о методике / Г. А. Гуковский. – Тула : Автограф, 2000. – 222 с. – ISBN 978-5-89201-021-1. – Текст : непосредственный.
– программа под редакцией С. А. Зинина и Г. С. Меркина [35];
– программа под редакцией В. Ф. Чертова [33];
– программа под редакцией Т. Ф. Курдюмовой [36].
1. Программа под редакцией В. Я. Коровиной.
Знакомство с художественным миром И. Тургенева учащиеся начинают уже в 5 классе с рассказа «Муму» [34, с. 189]. Изучение данного произведения демонстрирует детям близость писателя к русскому народу.
Перед прочтением повести дается справочный биографический материал о детстве и начале литературной деятельности И. С. Тургенева. На изучение текста произведение программа отводит 4 учебных часа. Формируемые теоретико-литературные понятия:
– портрет;
– пейзаж;
– литературный герой.
В 6 классе учащиеся знакомятся с рассказом И. Тургенева «Бежин луг» [34, с. 164]. В центре внимания две темы:
– образы крестьянских детей;
– изобразительное мастерство писателя-пейзажиста.
Именно прочтение данного рассказа вводит учащихся в мир тургеневской природы