Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией
Введение
Слух играет важнейшую роль в обучении игре на любом музыкальном инструменте. Многие представители русской фортепианной школы занимались активизацией и развитием музыкального слуха. В их числе Антон и Николай Рубинштейны, Анна Есипова, Николай Метнер, Константин Игумнов, Генрих Нейгауз и Василий Сафонов.
Полноценное восприятие всего полотна музыкального произведения невозможно без хорошо развитого слуха, который входит в число первостепенных компонентов музыкальных способностей. Осознание всего музыкального произведения происходит только тогда, когда пианист слышит все пласты музыкальной ткани.
Практически во всех научных трудах выдающихся пианистов отражается проблема развития слуха. «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы», – утверждает один из ведущих ученых-теоретиков фортепианного исполнительства и педагогики Г. Коган. (19, 48)
Содержание:
Введение …………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха учащихся в классе фортепиано ………………………………………….........7
1.1. Понятие и виды музыкального слуха…………………………………....7
1.2. Развитие музыкального слуха с помощью полифонических произведений………………………………………………………………...…9
1.3. Полифонический репертуар для развития музыкально-слуховых качеств учащихся-пианистов в младших и средних классах ДМШ ……....11
Глава 2. Основные приемы активизации музыкального слуха учащегося в работе над полифоническим произведением………………………………..17
2.1. Метод инструментовки…………………………………………………17
2.2. Метод работы по голосам ………………..…………………………...…19
2.3. Метод слушания полифонических произведений………………….......21
2.4. Ролевое моделирование………………………….………………………22
2.5. Графическое моделирование.……………………………………………26
2.6. Моделирование композиторской деятельности………………………..26
2.7 Проблемно-аналитический метод………………………………………..28
Заключение.……………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………….......32
Список использованной литературы:
Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1971. – 278 с.
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. – 142 с.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – М., 1971. – 376 с.
Баренбойм Л. Фортепианная педагогика, ч. 1. – Л., 1937. – 212 с.
Бах, И.С. Двухголосные инвенции [Ноты]: Для фортепиано. Редакция Ф. Бузони. Вступительная статья, комментарии, перевод с немецкого текста и подготовка издания Н. Копчевского. - М.: Музыка, 1991. – 96с.
Бах Ф.Э. Опыт истинного искусства игры на клавире // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII вв. – М., 1973. – 321 с. – С. 96-124.
Бернстайн Л. Музыка – всем. – М., 1978. – 261 с.
Белобородова В.И., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. – М., 1975. – 160 с.
Браудо И. Артикуляция. – Л., 1961. – 198 с.
Браудо И. Об изучении клавира произведений И. Баха в музыкальной школе. – М.-Л., 1965. – 89 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 415 с.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961. – 188 c.
Дегтярева А.О. Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе: методическая разработка. – 2013. – 29 с.
Друскин М. Клавирная музыка. – Л., 1960. – 284 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – 447 с.
Карпова Е.П. Исследования путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано: автореферат канд. дисс. – М., 1975. – 22 с.
Каузова А.Г. О развитии полифонического слуха. – М., 1978. – 63 с.
А.Г. Каузова и др. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М., 2001. – 365 с.
Коган Г.М. У ворот мастерства. Психологические предпосылки успешной пианистической работы. – М., 1961. – 114 с.
Ляховицкая С.Л. О п
Также фортепиано располагает всеми доступными средствами выразительности для передачи индивидуальной характеристики каждого голоса, полифонической многоплановости. На фортепиано возможно создание линеарности музыкальной ткани благодаря более жесткой по сравнению с пением, органом, звучности. Найти индивидуальную характеристику каждого голоса помогает тонкая нюансировка, широкий диапазон артикуляционных и фразировочных цезур, широкая палитра динамических оттенков, способность инструмента «окрашивать» голоса, возможности двух педалей, – все, что делает рояль, по словам А. Рубинштейна, звучащим, как «сто инструментов».
3 Полифонический репертуар для развития музыкально-слуховых качеств учащихся-пианистов в младших и средних классах ДМШ
Полифонический слух является важнейшим качеством музыканта. Для его активизации и развития необходимо с первых лет обучения правильно подбирать репертуар, ведь развитие слуха происходит только при работе над конкретным произведением.