Формирование навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе
ВВЕДЕНИЕ
К младшему школьному возрасту, дети с нормальным речевым развитием овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения. У детей с тяжелыми нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к началу школьного обучения у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.
Как указывают Н. Н. Баль [5], Л. Н. Ефименкова [8], В. А. Ковшиков [10], В. И. Селиверстов [24], Т. Б. Филичева [30] и др. несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность учащихся с тяжелыми нарушениями речи к звуковому анализу речи оказывается почти в два раза хуже, чем у их нормально говорящих сверстников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 8
1.1 Современные тенденции рассмотрения сущности звукового анализа и синтеза в литературных источниках 8
1.2 Развитие звукового анализа и синтеза в онтогенезе и у детей с тяжелыми нарушениями речи 11
1.3 Возможности использования дидактических игр с целью формирования навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи 15
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ И УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО II КЛАССЕ 20
2.1 Методика организации и проведения исследования состояния и уровня сформированности навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе 20
2.2 Анализ результатов исследования состояния и уровня сформированности навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе 22
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ВО II КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР СБОРНИКА «ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ» 29
3.1 Содержание сборника дидактических игр «Веселые звуки» по формированию навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях во II классе 29
3.2 Организация и проведение формирующего эксперимента по формированию навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях во II классе посредством дидактических игр сборника «Веселые звуки» 39
3.3 Оценка эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе посредством применения содержания сборника дидактических игр «Веселые звуки» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Список использованных источников 51
Список публикаций автора 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 68
Список использованных источников
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бабина, Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учеб. пособие / Т. В. Ахутина; под ред. О.Б. Иншаковой. – М. : МПСИ, 2001. – С. 174–192.
3. Баль, Н. Н. Использование информационных технологий в работе по формированию языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова // Специальное образование: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 24–25 окт. 2013 г. – М. : БГПУ, 2013. – С.8–12.
4. Баль, Н. Н. Методические аспекты проблемы формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи средствами информационных технологий / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elib.bspu.by/handle/doc/8044– Дата доступа: 11.09.2022.
5. Баль, Н. Н. Научно-теоретические основы разработки методики формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи средствами информационных технологий/ Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elib.bspu.by/handle/doc/17346. – Дата доступа: 10.09.2022.
6. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения русской речи / В. И. Бельтюков. – М. : 1997. – 220 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Педагогика, 1971. – 95 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с.
9. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е Журова // Дефектологи. – 1993.– № 2. – С. 13-18.
10. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков : методы и дидактические материалы / В. А. Ковшиков. – СПб. : Каро, 2006. – 128 с.
11. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.
12. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие / Н. Д. Кривовязова. – Минск : Зорны верасень, 2007. – 214 с.
13. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова; под ред. В. И. Липакова. – СПб. : Союз, 2001. – 224 с.
14. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 2001. – 224 с.
15. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 2004. – 236 с.
16. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 302 с.
17. Логопедия. Методическое наследие : пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
18. Максаков, А. И. Игры и упражнения со звучащим словом / А. И. Максаков. – М. : Просвещение, 1989. – 97 с.
19. Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-Пресс, 2007. – 96 с.
20. Милостивенко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждении ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы / Л. Г. Милостивенко. – СПб. : Стройлеспечать, 1995. – 64 с.
21. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Союз, Лениздат, 2001. – 240 с.
22. Прищепова, И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи / И. В. Прищепова // Дефектология. – 1993. – №5. – С. 12 – 16.
Задачи констатирующего эксперимента:
подобрать диагностические задания для проведения исследования;
определить показатели и критерии сформированности навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с ТНР;
выявить уровень сформированности и особенности навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с ТНР во II классе.
На коррекционных занятиях с учащимися II класса с ТНР особое внимание уделяется формированию и закреплению операций звукового анализа и синтеза, так как несформированность данных речевых компонентов приводит к специфическим ошибкам на письме и при чтении, что является причиной развития дисграфии и дислексии у учащихся. Развитию операций звукового анализа и синтеза на коррекционных занятиях во II классе посвящены следующие темы: «Звуки речи и буквы», «Звуки согласные и гласные», «Твердые и мягкие согласные», «Обозначение их на письме буквами»