Формирование навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Формирование навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе . В работе рассматривается содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях во II классе посредством дидактических игр сборника «Веселые звуки».
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.09.2024
Объем файла
3813 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

К младшему школьному возрасту, дети с нормальным речевым развитием овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения. У детей с тяжелыми нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к началу школьного обучения у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.
Как указывают Н. Н. Баль [5], Л. Н. Ефименкова [8], В. А. Ковшиков [10], В. И. Селиверстов [24], Т. Б. Филичева [30] и др. несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность учащихся с тяжелыми нарушениями речи к звуковому анализу речи оказывается почти в два раза хуже, чем у их нормально говорящих сверстников. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 8

1.1 Современные тенденции рассмотрения сущности звукового анализа и синтеза в литературных источниках 8

1.2 Развитие звукового анализа и синтеза в онтогенезе и у детей с тяжелыми нарушениями речи 11

1.3 Возможности использования дидактических игр с целью формирования навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи 15

ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ И УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО II КЛАССЕ 20

2.1 Методика организации и проведения исследования состояния и уровня сформированности навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе 20

2.2 Анализ результатов исследования состояния и уровня сформированности навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе 22

ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ВО II КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР СБОРНИКА «ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ» 29

3.1 Содержание сборника дидактических игр «Веселые звуки» по формированию навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях во II классе 29

3.2 Организация и проведение формирующего эксперимента по формированию навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях во II классе посредством  дидактических игр сборника «Веселые звуки» 39

3.3 Оценка эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во II классе посредством применения содержания сборника дидактических игр «Веселые звуки» 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51

Список использованных источников 51

Список публикаций автора 54

ПРИЛОЖЕНИЕ А 56

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60

ПРИЛОЖЕНИЕ В 61

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62

ПРИЛОЖЕНИЕ Д 63

ПРИЛОЖЕНИЕ Е 68

Список использованных источников

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.

2. Бабина, Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учеб. пособие / Т. В. Ахутина; под ред. О.Б. Иншаковой. – М. : МПСИ, 2001. – С. 174–192.

3. Баль, Н. Н. Использование информационных технологий в работе по формированию языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова // Специальное образование: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 24–25 окт. 2013 г. – М. : БГПУ, 2013. – С.8–12.

4. Баль, Н. Н. Методические аспекты проблемы формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи средствами информационных технологий / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elib.bspu.by/handle/doc/8044– Дата доступа: 11.09.2022.

5. Баль, Н. Н. Научно-теоретические основы разработки методики формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи средствами информационных технологий/ Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elib.bspu.by/handle/doc/17346. – Дата доступа: 10.09.2022.

6. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения русской речи / В. И. Бельтюков. – М. : 1997. – 220 с.

7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Педагогика, 1971. – 95 с.

8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с.

9. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е Журова // Дефектологи. – 1993.– № 2. – С. 13-18.

10. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков : методы и дидактические материалы / В. А. Ковшиков. – СПб. : Каро, 2006. – 128 с.

11. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.

12. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие / Н. Д. Кривовязова. – Минск : Зорны верасень, 2007. – 214 с.

13. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова; под ред. В. И. Липакова. – СПб. : Союз, 2001. – 224 с.

14. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 2001. – 224 с.

15. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 2004. – 236 с.

16. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 302 с.

17. Логопедия. Методическое наследие : пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

18. Максаков, А. И. Игры и упражнения со звучащим словом / А. И. Максаков. – М. : Просвещение, 1989. – 97 с.

19. Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-Пресс, 2007. – 96 с.

20. Милостивенко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждении ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы / Л. Г. Милостивенко. – СПб. : Стройлеспечать, 1995. – 64 с.

21. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Союз, Лениздат, 2001. – 240 с.

22. Прищепова, И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи / И. В. Прищепова // Дефектология. – 1993. – №5. – С. 12 – 16.


Задачи констатирующего эксперимента:
подобрать диагностические задания для проведения исследования;
определить показатели и критерии сформированности навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с ТНР;
выявить уровень сформированности и особенности навыка звукового анализа и синтеза у учащихся с ТНР во II классе.
На коррекционных занятиях с учащимися II класса с ТНР особое внимание уделяется формированию и закреплению операций звукового анализа и синтеза, так как несформированность данных речевых компонентов приводит к специфическим ошибкам на письме и при чтении, что является причиной развития дисграфии и дислексии у учащихся. Развитию операций звукового анализа и синтеза на коррекционных занятиях во II классе посвящены следующие темы: «Звуки речи и буквы», «Звуки согласные и гласные», «Твердые и мягкие согласные», «Обозначение их на письме буквами»