Комплекс мероприятий направленный на снижение гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В любой современной школе существует сложившаяся система норм, правил, требований, контролирующая и регулирующая жизнь ребёнка. И каждый ребенок, пришедший в школу, должен им соответствовать. Комфортное пребывание ребёнка в образовательном учреждении определяется отношением к нему окружающего социума. В настоящее время в системе образования России создаётся режим наибольшего комфорта для детей, имеющих некоторые нарушения в своём развитии, например, такое как гиперактивность.
Группа исследователей считает, что существует три блока проявлений гиперактивности, это: дефицит внимания, двигательная расторможенность и импульсивность (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).
Так же есть мнение других исследователей, оно сводится к тому, что существующая система обучения вообще не приспособлена к работе с гиперактивными детьми (Федоренко Е.Ю.; Логинова Н.Ф.).
По мнению исследователей и педагогов-практиков, половина или даже более, детей младшего школьного возраста имеют признаки гиперакт
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. 6
1.1. Сущность понятия гиперактивности 6
1.2. Причины развития гиперактивности детей младшего школьного возраста 10
1.3. Особенности проявления гиперактивности детей младшего школьного возраста 14
1.4. Кинезиологические упражнения как средство коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 25
2.1. Изучение проявления гиперактивности детей младшего школьного возраста 26
2.2. Реализация комплекса занятий, направленного на коррекцию гиперактивности детей младшего школьного возраста с использованием кинезиологических упражнений 31
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, О.В. Комплексный подход к коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / О.В. Алексеев, А.Л Королева. // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 5-13.
2. Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] / И.Л. Арцишевская. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 64 с.
3. Афанасьева, А. Мониторинг и коррекция СДВГ у детей [Электронный ресурс]: электр. статья / А.В. Афанасьева. - Опубликовано 02.07.2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2013/07/02/programma-monitoring-i-korrektsiya-sdvg-u-detey- doshkolnogo-vozrasta
4. Баркан, А. Плохие привычки хороших людей [Текст] / А. Баркан.- М.: АСТ, 2014. – С. 210 -215.
5. Башкуева, Е.Л. Использование кинезиологических упражнений
«Гимнастика мозга» в работе с детьми младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: электр. статья / Е.Л. Башкуева. – Режим доступа: http://sch1240.mskobr.ru/files/attach_files/stat_ya_ispol_zovanie_gm_v_rabote_s_ det_mi_mshv.pdf
6. Болотовский, Г.В. Гиперактивный ребенок [Текст] / Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, И.В. Попова. – М.: Омега, 2010. – 160 с.
7. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Институт психотерапии, 2008. – 208 с.
8. Василькина, Ю.К. Что делать, если ребенок непоседа [Текст] / Ю.К. Василькина. – М.: Эксмо, 2013. – 160 с.
9. Габдракипова, В.И. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст] / В.И. Габдракипова, Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Перспектива, 2016. – 44 с.
10. Макарова, И.В. Лекции по детской психиатрии [Текст] / И.В. Макарова. – СПб.: Речь, 2007. – С. 293-300.
11. Гранчак, И.А. Особенности работы с гиперактивными детьми [Электронный ресурс]: электрон. статья / И.А. Грачак. –Опубликовано 29.08.2012. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2012/08/29/osobennosti-raboty-s-giperaktivnymi-detmi
12. Дети с СДВГ. Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / Под ред. М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – 248 с.
13. Детская патопсихология. Хрестоматия [Текст] / Сост.: Н.Л. Белопольская. // Под ред. О.В.Шапошникова. – М.: Когито-Центр, 2010. – С. 327-346.
14. Досани, С.С. 52
Дети с данным нарушением выделяются ярко выраженной подвижностью, непослушанием, отвлекаемостью, возбудимостью, расторможенностью, неуправляемостью, не целенаправленной двигательной активностью [31; 45]. Данные поведение объясняет неуспешность в учебной деятельности детей с СДВГ, не зависимо от наличия высокого интеллекта. Причина может быть связана с трудностями, возникающими в работе центральной нервной системы, с увеличением физических и психических нагрузок.
У большинства школьников с СДВГ отмечается дезадаптация и тревожно-депрессивные расстройства [1].
На уроках в школе им тяжело быть дисциплинированными, выполнять кропотливую однотонную работу, задания, где требуется длительная концентрация внимания. Чаще всего из-за них страдает дисциплина всего класса. Из-за импульсивности школьник скоропостижно поднимает руку, даже не обдумав ответ, или не дождавшись, когда учитель или одноклассник договорит. При этом они могут сказать неверный ответ. Могут просто выкрикивать ответ. Они легко начинают дело, но редко доводят до конца [45].
Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Дети с СДВГ имеют повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания. Отмечается недостаток непрерывного внимания, что проявляется в невозможности длительного