Сказка как средство духовно–нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Введение
Ведущую роль в духовно–нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста являются сказки. Они являются главным воспитательным средством в течение столетий и проверенным народом. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребенка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев.
Сказки передают ребенку убежденность в успехе, одержанном добра над злом. Именно через них дети приобщаются к таким первенствующим понятиям, как «что такое хорошо и что так
Содержание
Введение................................................................................................................ 3
1. Теоретическое обоснование влияния сказки на духовно–нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста..........................................7
1.1 Духовно–нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................7
1.2 Значение сказки в духовно–нравственном воспитании старших дошкольников......................................................................................................11
1.3 Организация и руководство работой по духовно–нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказок...............................20
2. Опытно–экспериментальная работа по выявлению духовно–нравственных качеств у старших дошкольников с использованием сказок.. 27
2.1 Исследование уровня сформированности духовно–нравственных качеств у старших дошкольников.....................................................................27
2.2 Организация работы по формированию духовно–нравственных качеств у старших дошкольников с использованием сказок..........................34
2.3 Результаты экспериментальной работы....................................................... 46
3. Рекомендации для воспитателей..................................................................... 50
Заключение........................................................................................................... 53
Библиография...................................................................................................... 55
Приложения А...................................................................................................... 56
Библиография
1. Акимова Т. М. Русское народное поэтическое творчество / Т.М. Акимова – М.: Издательство Высшая школа, 2006, – С. 169.
2. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей / Р. С.Буре М.: Перспектива, 2009, – С. 298.
3. Гатилова Н. Н. Духовно–нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова / Н. Н. Гатилова – М.: Нобель Пресс, 2018, – С. 752.
4. Данилюк А. Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: Российская академия образования, 2009, – С. 256.
5. Дивногорцева С. Ю. Духовно–нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева – М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2017, – С. 240.
6. Година Г. Н. Нравственность и воспитание / Г. Н. Година – М.: Спарк, 2011, – С. 289.
7. Запорожец А. В. Воспитание детей в раннем возрасте А. В. Запорожец – М.: Просвещение, 2010, – С. 298.
8. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова– М.: КНОРУС, 2010, – С. 744.
9. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников / С.А. Козлова – М.: Владос, 2008, – С. 289.
10. Короткова, Л. Д. Духовно–нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2018, – С. 160.
11. Леонтьев А. Н. Пси
Героиня и герой волшебной сказки побеждают все препятствия с помощью чудесных друзей помощников и волшебных предметов. Чудесные друзья помощники чаще всего животные: Сивка – бурка, серый волк, золотая рыбка, свинка – золотая щетинка.
А иногда помощниками являются добрые старички или старушки, встреченные случайно на дороге, в лесу, даже бабы–яги, которые дарят герою волшебные предметы. Нравственные устои жизни – добра и зла в волшебных сказках отделены друг от друга. Зло представлено темным миром, враждебными силами, таинственными, страшными, непонятными, но, в конце концов, одолеваемыми человеком.
Авантюрно–новеллистические сказки – это сказки о необычных, но не волшебных приключениях и событиях в личной или семейной жизни героя.
В них повествуется об удивительных путешествиях и опасностях, забавных и запутанных положениях в жизни, из которых герой выходит победителем не с помощью волшебства, а благодаря собственной изворотливости и ловкости, хитрости и уму.