Изучение представлений о будущей профессиональной деятельности у студентов-филологов педагогического вуза второго года обучения
Введение
Проблема исследования.
В настоящее время перед современной высшей школой стоит задача обеспечения системы образования специалистами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять свое предназначение. При этом особо важную роль приобретают проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущего учителя.
В этих условиях возникает противоречие между потребностью общества в профессиональных педагогических кадрах и нежеланием большинства выпускников педагогических вузов работать по специальности.
В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения особенностей представлений о будущей профессии студентов вуза.
За пять лет обучения в вузе в социальном статусе студента происходят значительные изменения: от молодого выпускника школы к профессионально подготовленной личности. Этот переход порождает необходимость решения актуальной проблемы высшей школы – развития профессиональной направленности личности студентов и формировани
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические и эмпирические исследования, посвященные изучению профессиональной направленности, образа педагогической деятельности и предпосылок, необходимых для исполненной реализации в педагогической профессии 7
1.1 Образ профессиональной деятельности как важный компонент в структуре профессиональной направленности студента 7
1.2 Основные характеристики системы профессиональных представлений студентов 10
1.3 Структурная модель четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле и профессиональная идентичность педагога 12
1.3.1. 1 ФМ: соотнесение с миром – опоры в педагогической деятельности 13
1.3.2. 2 ФМ: соотнесение с жизнью – ценностные ориентиры в педагогической деятельности 16
1.3.3. 3 ФМ: роль индивидуальности преподавателя и индивидуальности ученика в педагогической деятельности 19
1.3.4. 4 ФМ: смысл и направленность в будущее в педагогической деятельности 22
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование образа будущей педагогической деятельности студентов-филологов педагогического вуза второго года обучения в соответствии с моделью 4 ФМ А. Лэнгле 28
2.1 Программа исследования 28
2.2 Описание и обоснование методик и процедуры исследования 29
2.3 Описание результатов 38
Выводы по 2 главе 59
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения
Приложение 1. Опоры 69
Приложение 2. Ценности 74
Приложение 3. Индивидуальность/самоценность педагога и ученика 79
Приложение 4. Смысл, задачи, ценности в будущем, почему "должен", для кого значимо, развитие 85
Приложение 5. Образцы тестов 88
Список литературы
Арсеньева Т.Н. Психологическое сопровождение первокурсников // Психологическая служба вуза. – 2005. - №3 (4). – С. 90-91.
Баранников А.С., Баранникова Д.А. Современный экзистенциальный анализ как существенное дополнение к теории и практике воспитания // Экзистенциальный анализ: Бюллетень. - №1. – М., 2009. – С. 113-124.
Блинова Ю.Л. Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации: Дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2007. – 198 с.
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. СПб: Питер, 1996. – 469 с.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М.: Международная пед. Академия, 1995. – 209 с.
Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. – 462 с.
Вид В.Д, Лозинская Е.И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Рос. психиатрический журнал. – 1998. №1. – с. 19-21.
Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: Дис. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2008. – 231 с.
Вострикова Т.А. Акмеологические детерминанты развития профессионализма личности учителя: Дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2006. – 233 с.
Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций. - М.: 2002. – 752 с.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1986. – 142 с.
Губайдуллина А.Г. Дидактические условия формирования профессиональной направленности личности студентов-билингвов: Дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2000. – 201 с.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987 г. – 207 с.
Доронина Н.Н. Психологические особенности профессиональной направленности студентов педагогических специальностей: Дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2006. – 204 с.
Корякина Ю.М. Условие исполненной жиз
Выводы, сделанные психологами и педагогами в своих работах, проиллюстрировали тот факт, что проживание четырех фундаментальных мотиваций является главным условием жизненной и профессиональной исполненности человека – его глубокого чувства согласия в отношении - того, что «есть», что он воспринимает и принимает, выдерживает и оставляет (1 фундаментальное условие); проживаемых ценностей, близости, чувства «нравится/не нравится» (2 фундаментальное условие); самого себя, своей индивидуальности, самоценности и Другого – ребенка/ученика, не похожего на тебя (3 фундаментальное условие); будущего и смысла (4 фундаментальное условие).
Глава 2. Эмпирическое исследование образа будущей педагогической деятельности студентов-филологов педагогического вуза второго года обучения в соответствии с моделью 4 ФМ А. Лэнгле2.1 Программа исследования
Модель четырех фундаментальных мотиваций, разработанна