Развитие умений связной письменной речи младших школьников при работе над сочинением
ВВЕДЕНИЕ
Речь возникает тогда, когда возникает потребность высказаться, поэтому развитие связной речи – это из важнейших задач в обучении. После освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны уметь «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [1]. Ребенок младшего школьного возраста осваивает нормы литературного языка и навыки использования языковых средств в соответствии с условиями, целями и задачами общения. В работе над развитием речи используются особые методические средства и виды упражнений. Одним из таких видов работы является написание сочинений и изложений.
Сочинение является творческой работой. В школе оно занимает важное место, так как служит эффективным средством развития речи и мышления в целом. Сочинение приучает к осмыслению и оцениванию пережитого, развивает наблюдательность. Кроме того, написание сочинений требует самостоятельности учащегос
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Связная речь, высказывание, текст как речевое явление 6
1.2. Методы и приемы развития связной речи у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Сочинение как вид работы по развитию и совершенствованию письменной речи детей младшего школьного возраста и как вид речевой деятельности 22
1.4. Речевые ошибки и недочеты содержания детских сочинений и пути их устранения 25
1.5. Анализ программ и учебников с точки зрения их возможностей для развития умений связной речи младших школьников 29
Глава 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ 38
2.1. Диагностика уровня развития умений связной речи у детей младшего школьного возраста 38
2.2. Комплекс упражнений, направленный на развитие связной письменной речи младших школьников 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин. образования и науки РФ – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 31 с.
Аксенова М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по- новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. – М. : Форум, 2010. – 408 c.
Аксенова М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. – М. : Форум, 2010. – 648 c.
Андриянова Е.Н. Образование и наука в России и за рубежом / Е.Н. Андриянова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 4 (68). – С. 113-117.эБакутова К.Х. Сочинение в начальной школе / К.Х. Бакутова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 7-1 (35). – С. 11-12.
Белобрыкина О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 186 с.
Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... / Г.В. Бородкина // Начальная школа: плюс–минус. – 2002. – № 4. – С.3-5.
Бредихина С.В. Методические задачи как средство подготовки будущих учителей к обучению орфографии младших школьников / С.В. Бредихина // Преподаватель XXI век. – 2020. – № 1-1. – С. 142-153.
Бунеев Р.Н. Что значит – учить читать / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бугнеева // Начальная школа. – 2011– № 3. – С.3-9.
Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения / И.Д. Бутузова //Начальная школа. – 2010. – №1. – С.14-20.
Быкова Е.В. Работа над изложением и сочинением на уроках развития речи / Е.В. Быкова // Вместе к успеху: сборник статей и проектных работ. – 2019. – С. 243-246.
Волина В. Русский язык. Учимся играя / В. Волина. – Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 2011. – 325 с.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования.—М.: Наука, 1981. 138 с.
Гришичева В.Д. Методика работы над сочинением в начальной школе / В.Д. Гришичева, А.М. Яяева // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. – 2018. – С. 76-79.
Жиренко О. Е. Учим русский с увлечением: Части ре
Несомненно, что письменную речь необходимо развивать. Рассмотрим данные методы подробнее.
Имитационные методы предполагают анализ образцовых текстов и синтез собственных языковых конструкций, моделирование образцовых текстов, конструирование по моделям предложений и текста.
Так как имитационный метод лишь включает работу по образцу, то его использование недостаточно для развития письменной речи. Имитационный метод лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.
Коммуникативные методы. Эти методы предполагают овладение системой умений. Эти умения формируются в процессе рода письменных речевы