Формирование читательских умений младших школьников в процессе создания комиксов на уроках литературного чтения

В курсовой работе рассмотрены особенности читательской деятельности; определено содержание и методы работы по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
10.08.2022
Объем файла
4912 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном обществе благодаря средствам массовой информации, а также интернету можно найти абсолютно любую информацию уже в готовом виде. Стремление к быстрому поиску информации,  недостаточный уровень знаний, обилие гаджетов и формируемое у ребенка клиповое мышление ведет  к снижению интереса к книге, что в свою очередь  мешает формированию активной гражданской позиции.

Современные психологи, педагоги и арт-терапевты обратили свое внимание на не очень популярный в России жанр «комиксов». Хотя первые комиксы появились уже в петровскую эпоху. Тогда прообразом комиксов выступала лубочная литература. Сегодня благодаря комиксам объясняются серьезные научные понятия, например, серия «Научные комиксы» издательства «Манн, Иванов и Фербер» доступно и ёмко объясняет материалы из алгебры, биологии, химии, истории и других наук. Совсем недавно пошла новая волна: одна за другой стали появляться биографии великих людей в комиксах — Альберта Эйнштейна, Винсента Ван Гога, Агаты Кристи, Карла Маркса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7

1.1 Чтение. Читательская деятельность 7

1.2 Содержание и методы работы по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения 12

1.3 Комикс как способ формирования читательских умений 17

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КОМИКСОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 23

2.1. Диагностика читательских умений учащихся 23

2.2. Процесс создания комиксов, как средство  формирования читательских умений учащихся 2 класса 32

2.3 Результаты проведенного занятия 35

ЗАКЛЮЕНИЕ 38

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

Приложения 43

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). – М.: Академия, 2016. – 345 с.
  2. Белина, Е.В. Влияние целей и задач современного урока литературного чтения на формирование культуры чтения младшего школьника // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26029631 (дата обращения: 12.11.2021)
  3. Богаткина, Н. А. Статья по чтению по теме: Сущность понятия «читательская самостоятельность» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie sushchnost-ponyatiya-chitatelskaya-samostoyatelnost (дата обращения: 12.11.2021).
  4. Бум комиксов. Международный фестиваль рисованных историй. Каталог. - М.: Бум комиксов, 2007. - 874 c.
  5. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] // Refdb.ru. – URL: https://refdb.ru/look/2851815.html (дата обращения: 12.11.201).
  6. Воюшина, М. П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы [Текст] / М. П. Воюшина. – СПб.: Папирус, 2003 (Тип. ООО ИПК Бионт). – 89 с.
  7. Дмитриева, Д. Г. Век супергероев. Истоки, история, идеология американского комикса / Д.Г. Дмитриева. - М.: Изотека, 2015. - 320 c.Википедия. https://ru.wikipedia.org
  8. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Методическое

пособие [Текст]. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 304 с.

  1. Иншакова, О. Б. Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников [Электронный ресурс] // Knigi.link – URL: http://knigi.link/logopediya-knigi/metodika-obsledovaniya-chteniya-vsluh-pro45110.html
  2. Носко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Носко // Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 131 с
  3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  4. Решетникова, С. В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / С. В. Решетникова // Журнал Начальная школа. – 2006, – №2. – С.61-64.
  5. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пичеол // Практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М. : Academia, 2001. – 286 с.
  6. Свиридова, Л. А. Литературное образование младших школьников [Электронный ресурс] // disserCat — электронная библиотека диссертаций. – URL: http://www.dissercat.com/content/literaturnoe-obrazovaniev-pervom-klasse-nachalnoi-shkoly-1-4-po-sisteme-razvivayushchego-ob (дата обращения: 12.11.2021).
  7. Сонин А.Г. Комикс как знаковая система: психолингвистическое исследование (на материале франкоязычных комиксов) – Барнаул, 1999.
  8. Сайранова, Л. А. Формирование системы читательских умений у младших школьников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2015/08/10/formirovanie-sistemy-chitatelskih-umeniy-u-mladshih (дата обращения: 12.11.2021).
  9. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: книга для учителя [Текст] / Н. Н. Светловская // 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
  10. Самыкина, С. В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796037 (дата обращения 12.11.2021)
  11. Харитонов Е.В. Девятое искусство (Историко-критический обзор фантастического комикса) [Электронный ресурс] / Евгений Харитонов // Евгений В. Харитоновъ. – Режим доступа к ресурсу: http://academia-f.narod.ru/COMICS_ARTICLE.htm
  12. Цветковская, Р. Ф. Комиксы на коротком поводке / Р.Ф. Цветковская. - М.: Нестор-История, 2011. - 110 c.
  13. Шовель, Д. Алиса в Стране чудес. Комиксы / Д. Шовель, К. Коллетт. - М.: Рипол Классик, 2012. - 221 c.
  14. Eisner W. Theory of Comics and Sequential Art. – Tamarac, Florida: Poorhouse Press, 1985. – 164 p.
  15. Kaindl, K. (2010). Comics in translation. In Y. Gambier & L. van Doorslaer (Eds.), Handbook of Translation Studies online.
  16. McCloud S. Comics richtig lesen. –Carlsen, Hamburg 1994. – 211 р.
  17. Monica Schmid-Stakenberg Learning to read [Электронный ресурс] // Westermann gruppe. – URL: http://www.deutschdifferenziert.de/pdf_kostenlos/leseverstehen_wedel-wolff.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

McCloud S. Comics richtig lesen. –Carlsen, Hamburg 1994. – 211 р

Анализ ответов учащихся на первый вопрос показал, что 23 (89 %)учащихся класса высказали свое мнение о прочитанном. Оценка героя носила односторонний характер. Учащиеся указывали, что мальчик был  «прилежным», «ответственным учеником», 1 (2%) учащийся класса не смог ответить на поставленный вопрос. Отношение к главному герою рассказа менялось по ходу чтения у 75 % учащихся. Данные ученики отмечали, что сначала им «мальчик понравился», «за него можно было порадоваться, потому что он пришел домой и сразу сел за уроки», «он сам обрадовался, что никого нет дома, и никто не помешает ему делать уроки». Но потом отношение ребят к главному герою изменилось.

Некоторым ребятам даже стало «жалко Федю, потому что он оказался неусидчивым учеником и во всем обвинял других, а не себя». Итак, учащиеся способны в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. При определении мотивов поступков героев установлено, что 21 (88 %) учащихся исследуемого класса ориентируются на житейское представление о причинах того или иного поступка, а не на изображение героя автором. Они совершенно верно указали, что «когда Федя не смог решить задачу, он взял задачник под мышку и пошел к другу, чтобы он помог ему». При этом учащиеся предлагали различные варианты поведения главного героя: «Федя мог выключить телевизор и решить задачу сам». Умение определять последствия поступков персонажей свидетельствует о том, что учащиеся четко осознают, как события художественного произведения связаны друг с другом. 3 (12%) учащихся не смогли ответить на вопрос.