Лингвокультурологический комментарий как средство формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5-ом классе средней школы

Скачать курсовую работу на тему: "Лингвокультурологический комментарий как средство формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5-ом классе средней школы". В которой изучена научно-методическая литература по проблеме научного исследования. Разработаны дидактические материалы с использованием лингвокультурологического комментария.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
25.09.2024
Объем файла
228 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Возрастает внимание к проблеме исторической и культуроведческой грамотности и необходимости её формирования в школе. Эта проблема на сегодняшний день существует в острой, явной форме, в то время как ФГОС ООО [22] определяет результаты обучения в такой форме, как портрет выпускника, указывая при этом, что школьник должен принимать такие положения как: традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. Выпускник должен осознавать свою сопричастность к судьбе Отечества, любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции.
Такое разностороннее развитие является неотъемлемой частью формирования личности ученика. Согласно ФГОС ООО [22], формирование читательской компетенции учащихся также тесно взаимосвязано с историческими и культуроведческими знаниями, поскольку её развитие способствует формированию разносторонней личности. По определению ФГОС ООО [22], читательская компетентн

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
1 Формирование умений смыслового чтения на уроках литературы в 5-ом классе средней школы............................................................................ 6
1.1 Виды комментариев, используемые на уроках литературы.......................................................................................... 6
1.2 Лингвокультурологический комментарий как средство создания культурного фона в процессе интерпретации художественного текста….................................................................................................. 9
2 Лингвокультурологический комментарий и его роль в процессе формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 классе средней школы.................................................................................. 16
2.1 Диагностика сформированности читательских умений учащихся......................................................................................... 16
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента в 5-ом классе………………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список использованных источников…………………………………………. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афанасьев, А.С. Комментированное чтение на уроках литературы в средних и старших классах: традиционный приём в современных реалиях / А. С. Афанасьев, З. Р. Зиннатуллина, И. С. Попп, О. А. Устинова  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommentirovannoe-chtenie-na-urokah-literatury-v-srednih-i-starshih-klassah-traditsionnyy-priem-v-sovremennyh-realiyah (дата обращения 17.03.2023г.)

2. Воробьёв, В. В. Лингвокультурология: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 340с.   URL: https://www.academia.edu/43591870/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5

3. Гончарова Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. д-ра психол. наук. – М., 2009. – 40 с.

4. Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. - 2013. - № 4 (51). - с. 552-555. - URL: https://moluch.ru/archive /51/6462/ (дата обращения: 28.05.2023).

5. Демичёва В.В. К проблеме использования лингвокультурологического комментария художественных текстов на уроках литературного чтения// Педагогический институт БелГУ. 2017. №4. URL:https://n-shkola.ru/storage/archive/1491823608-309906895.pdf    

6. Евгеньева,  А.П. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований / А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й. — 702 с. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp – ISBN 5-87548-048-3 (дата обращения 14.03.2023г.) тут статья сабитовой комментированное чтение

7. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие / А. Б. Есин. - 7-е издание. - Москва : Флинта : Наука, 2005. - 244 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/010027 89804 (дата обращения: 17.03.2023). - ISBN 5-89349-049-5.

8. Лермонтов, М. Ю. «Бородино» URL:https://www.culture.ru/poems/36608/borodino   

9. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5–9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. – 6-е издание переработанное. – Москва : Просвещение, 2020. – 351 с. – URL: https://cdn.catalog.prosv.ru/attach ment/abfb087466d543dc4e9d613025301b503e13f849.pdf (дата обращения: 02.05.2023). – ISBN 978-5-09-073255-0.

10. Ложкина, Н. М. Понятие «Читательская 

овых особенностей отдельной эпохи обнаружить историко-культурные особенности.Лингвокультурология является интердисциплинарной наукой, которая изучает тесные взаимоотношения культуры и языка. В рамках лингвокультурологии разработан целый ряд анализов, позволяющих через призму языка всмотреться в культурные феномены:
Контрастивный анализ – этот метод заключается в сравнении языков разных культур, чтобы выявить различия в их лексике, грамматике, фонетике, семантике и других аспектах.
Кросскультурный анализ – этот метод позволяет сравнивать языковые и культурные элементы разных культур и выявлять различия и сходства в их использовании.
Этнолингвистический анализ – этот метод фокусируется на связи языка и культуры народов. Этот метод помогает понять, как специфические культурные характеристики народа влияют на языковые привычки и нормы.
Помимо специальных методов, лингвокультурология использует ещё и классические:
Дескриптивный анализ – это метод, который делает подробн