Логопедическая работа по развитию голоса у детей дошкольного возраста при дизартрии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для формирования полноценной личности человека, речевая функция играет ключевую роль. Этот компонент влияет на успех в речевом процессе. Кроме того, хорошие социальные контакты помогают расширять знания об окружающей среде и регулируют поведение людей.
Однако, самый важный период для освоения речи – это детский возраст, который включает детский сад и начальную школу. С каждым годом дети учатся говорить быстрее и быстрее, поэтому каждый возраст приносит что-то новое в речевой процесс. Тем не менее, любой период развития, начиная с постнатального периода, несет в себе различные угрозы для ребенка, которые впоследствии могут проявиться в речевом развитии.
Важно помнить, что родители и педагоги играют ключевую роль в развитии речи у детей. Они должны обращать внимание на мелкие детали в речи и помогать детям развивать языковые навыки. Кроме того, важно обеспечить детей не только социальными контактами, но и надлежащими условиями для обучения реч
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Основные теоретические аспекты изучения голоса у дошкольников с дизартрией.……………………………………………………………………………... 9
1.1 Основные понятия и физические параметры, используемые для оценки и характеристики голоса………………………………………………………………… 9
1.2 Развитие детского голоса в норме и причины его нарушения………………………………………………………………………………. 15
1.3 Особенности развития детского голоса , причины и нарушения………………. 19
1.4 Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией……………………………………………………………………………….. 33
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию голоса у дошкольников с дизартрией…………………………………………………………... 47
2.1 Изучение и анализ состояния голоса у дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………………… 47
2.2 Содержание коррекционной работы по формированию голоса стороны речи у дошкольников с дизартрией…………………………………………………………... 57
2.3 Анализ результатов исследования после проведения коррекционной работы по формированию голоса у дошкольников с дизартрией …………………………………………………………………………………………... 61
Заключение…………………………………………………………………………. 66
Список литературы………………………………………………………………… 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2020. – 400 с.
Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 320 с.
Баранов Р.Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания. – М.: МПГУ, 2021. – 149 с.
Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969. – С. 11-47.
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: методическое пособие. – М.: Сфера, 2022. – 64 с.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. – 64 с.
Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ: Транзит-книга, 2019. – 141 с.
Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 2020. – 165 с.
Логопедия: учебник / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 677 с.
Основы логопедии по звукопроизношению: учеб. пособие / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова [и др.]; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2022. – 200 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Сфера, 2021. – 390 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.
Давыдова М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. – Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 2021. – 134 с.
Дефектологический словарь / под ред. А.И. Дьячкова. – М., 1970. – 500 с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Педагогика, 1959. – 281 с.
Ипполитова А.Г. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе итова // Из опыта логопедической работы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С. 5-29.
Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева,
Лечение дизартрии у детей зависит от конкретных симптомов и причин, вызвавших ее. Возможные методы лечения включают артикуляционную моторику, упражнения для улучшения правильного произношения и артикуляции, упражнения для улучшения голоса и ритма, коррекцию речи и письма.
Важно помнить, что для успешного лечения дизартрии необходимы не только усилия логопеда, но и активное участие ребенка и его родителей. Для преодоления дизартрии необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и практиковать правильную речь в быту.
Однако, наиболее сложной является корковая дизартрическая патология. Эта группа нарушений речи связана с очаговым поражением коры головного мозга и представляет собой моторные нарушения речи разных видов патогенеза. Корковая дизартрия проявляется через затруднения в произношении сложных слов с сложной структурой звука, что делает ее похожей на моторную алалию.<