Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности [13, с.125]. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные качества и чувства, такие как: взаимопомощь, умение сопереживать, сочувствовать и многие другие.
Формирование дружбы, дружественных взаимоотношений, – как своеобразного морального опыта ребенка, содействующего развитию позитивных чувств, формированию устойчивых форм поведения, – также происходит в дошкольном детстве.
Отечественные педагоги и психологи, такие как В.П. Залогина, Т.А. Маркова, А.В. Булатова, З.В. Лиштван и другие, исследовали проблему формирования дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте. В своих работах они обращали внимание на гуманистическую направленность этих отношений на критерии, свидетельствующие о наличии дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте.
Сегодня в обществе наблюдается угроза нравственного вырождения человеч
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические подходы к изучению проблемы воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр……….....................................................................7
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по изучению проблемы воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр…………………………..7
1.2.Особенности воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..12
1.3.Строительная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста …………………18
ВЫВОДЫ ПО l ГЛАВЕ ………………………………………………...25
Глава 2.Экспериментальная работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр ………….…………………………………………26
2.1.Выявление уровня воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………...26
2.2.Система воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр ……………..31
2.3.Выявления эффективности системы воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр ………………………………………………………………35
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ ………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аржанова, А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста / А.И. Аржанова. – Т.6. – Москва: Учёные записки Андижанского педагогического института, 1987. – с.55.
Аркин, Е.А. Ребёнок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. – Москва: Просвещение, 1968. – с.180-210.
Бариленко, Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности / Н.Б. Бариленко // Вопросы психологии. – 1996. – № 4. – с. 24.
Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. – Москва: Просвещение, 1989. – с.164-174.
Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1984. – с.129-130.
Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – с. 20.
Елагина, М. Преодоление трудностей в общении / М. Елагина, Х.О. Шерьязданова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – с. 47.
Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – с. 21.
Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – Москва: Просвещение, 1986. – с.254.
Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар.асвета, 1969. – с.246.
Комиссаренко, Т.О. О контактах со сверстниками / Т.О. Комиссаренко // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – с. 19.
Кульчицкая, Е. Формирование взаимоотношений детей / Е. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – с. 36.
Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 1974. – с. 125
Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Москва: Воронеж, 1995. – с. 5-13.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – URL: httрs://sоirо64.ru/wр-соntеnt/uрlоаds/2021/02/3 (дата обращения: 12
Однако игра заметно изменяется. Ведущая роль уделяется играм с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнения в отношениях с другими людьми: они помогают им осознавать свои обязанности, выступающие в виде всеобщих правил.
Не все дети хорошо чувствуют себя в группе детского сада. Сверстники по-разному относятся друг к другу: с одними они играют, с удовольствием отдают особо понравившиеся игрушки, других активно избегают, а третьих просто не замечают. Можно увидеть таких детей, которые сами уходят от товарищей и предпочитают играть в одиночестве.
Неблагополучие во взаимоотношениях детей со сверстниками проявляется по-разному. Есть малообщительные дети, которые с трудом включаются в игровую деятельность и оказываются в стороне от коллектива, и дети, открыто конфликтующие с товарищами. Одни малообщительные дети первоначальн