Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития мелкой моторики у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Введение
Актуальность исследования. Актуальность данной темы работы обусловлена тем, что эффективное образование невозможно без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода к обучению и воспитанию, взаимодействию со сверстниками и педагогами.
Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью образовательного процесса, которое позволяет определить индивидуальные потребности и проблемы обучающегося и разработать индивидуальный план его обучения. Оно помогает создать благоприятную образовательную среду, развивать навыки самостоятельности, мотивации, позитивной самооценки и т.д. Если не уделять внимания, должной психолого-педагогической работе, то образовательный процесс, может не дать желаемых результатов и стать неэффективным. В связи с этим, обучающиеся могут испытывать трудности в обучении и социальной адаптации.
Как известно, одна основных из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспеч
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения процесса развития мелкой моторики у детей 7
1.1.Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития мелкой моторики у детей 7
1.2 Направления психолого-педагогического сопровождения процесса развития мелкой моторики у детей с ЗПР 18
Глава 2. Организация психолого-педагогического сопровождения процесса развития мелкой моторики у детей с ЗПР 31
2.1 Анализ уровня сформированности мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР 31
2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения процесса развития мелкой моторики у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности 38
2.3. Анализ результатов исследования 43
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 63
Список использованных источников
1. Авдулова, Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных стандартов ДО / Т.П. Авдулова, Л.А. Григорович, О.В. Гавриченко. – Владос, 2020. – 316 с. - ISBN: 978-5-00136-089-6. – Текст : непосредственный.
2. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7186-0932-5
3. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : практикум для среднего профессионального образования. - Москва : Юрайт, 2020. - 195 с. - ISBN 978-5-534-09252-3. - Текст : непосредственный.
4. Бабкина, Н.В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с ЗПР / Н.В. Бабкина // Под ред. С.Г. Шевченко. – Москва : Школьная пресса, 2015. – 136 с. - ISBN: 978-5-00013-059-9. – Текст : непосредственный.
5. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития : учебное пособие / Н.Ю. Борякова. – Москва : Издательство Гном-Пресс, 2013. – 64 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский ; Национальное образование, 2019. – 368 с. - ISBN: 978-5-4454-0723-2. – Текст : непосредственный.
7. Глазырина Е. В. Сенсорное воспитание дошкольников / Е.В. Глазырина. - Москва : АСТ, 2019. - 129 с.
8. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е.А. Евстратова. – Санкт-Петербург : Союз, 2003. - 276 с.
9. Иванушкина, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учебное пособие / Н.В. Иванушкина, О.В. Щипова. – Самара : Издательство Самарского университета, 2021. – 80 с.
10. Инденбаум, Е.Л. Дети с задержкой психического развития : учеб. пособие / Е.Л. Инденбаум ; под редакцией Г.В. Колесниковой. – Просвещение, 2021. - ISBN: 978-5-090-6201
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей, а именно: актуализация и систематизация имеющихся знаний и повышение уровня психологических знаний. Главная задача психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.
Для этого используются различные способы:
– вербальные (беседы, лекция, семинары, выступления);
– невербальные (интернет и размещение тематической информации в сети Интернет, памятки, брошюры, стенгазеты и т. п.).
Экспертиза в области психолого-педагогического сопровождения представляет собой процесс оценки уровня развития и образовательной потребности участников образовательного процесса. Она проводится с целью выявления индивидуальных особенностей