Формирование навыков речевой коммуникации учащихся 9 класса на основе развития навыков говорения
Введение
Иностранный язык за последние годы всё больше завоёвывает статус одного из основных учебных предметов в школе. В современном мире владение иностранным языком просто необходимо. При этом знания грамматики и лексики чаще всего бывает недостаточно: на языке надо уметь свободно, непринужденно и, главное, смело общаться, с лёгкостью выходить из сложных ситуаций. Коммуникативная методика изучения иностранного языка направлена на оттачивание именно этих навыков. Первую строчку в рейтинге популярности методик активно удерживает коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Коммуникативная методика направлена именно на возможность общения.
Вышеизложенные соображения определяют актуальность настоящей работы. Представитель коммуникативного метода обучения. Е. И. Пассов считал, что коммуникативность состоит в том, что наше обучение должно быть организованно так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу общени
Содержание
Введение 3-4
Глава I. Психолого-педагогическая характеристика говорения как вида речевой деятельности. 5
1.1. Психологические особенности говорения. 5-10
1.2. Цели обучения говорению в СОШ. 11-13
1.3. Формы говорения и их характеристика. 14
1.3.1. Монологическая речь. 14-19
1.3.2.Диалогическая речь. 20-26
Выводы 26-28
Глава II. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на безе навыков монологической речи. 29
2.1 . Типы монологов. 29-33
2.2 . Роль и место навыков монологического высказывания в процессе формирования коммуникативной компетенции. 33-36
2.3. Роль и место упражнений в процессе обучения иностранным языкам. 36-37
2.3.1. Подготовительные упражнения для развития навыков монологической речи. 37-40
2.3.2. Коммуникативные упражнения для формирования коммуникативной компетенции. 40-47
2.4. Методические рекомендации для учителя в процессе работы над развитием навыков монологического высказывания. 47-51
Выводы 51-53
Заключение 54-57
Библиография 58-59
Приложения 60-65
Библиография
1. Азимов З. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – Москва : ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. – Москва : Просвещение, 1988. - 50 с.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации (Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО И. Л. Бим). – Москва : Тезаурус, 2013. - 331 с.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – Москва : Русский язык, 1977. - 288 с.
5. Бухбиндер В. А, Белоцерковская Н.Л, Бессонова И. В. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / Под ред. Бухбиндера В. А. – Киев : Вища школа, 1980. - 247 с.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – Москва : Арктика, 2003. - 192 с.
8. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – Москва : Издательство «Наука», 1982. - 160 c.
9. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – Москва : Просвещение, 1989. - 222 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – Москва : Просвещение, 1991. - 219 с.
11. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку – Москва : Академия, 2004. - 258 с.
12. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – Москва : Смысл, 1997. - 287 с.
13. Леонтьев А. А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. В кн.: Глядя в будущее. – Москва : РЕМА, МГЛУ, 1992. - 93 с.
14. Максимов В. И. Русский язык и культура речи: Учебник. – Москва : Гардарики, 2001. - 413 с.
15. Мерлин В. С. Психология
Монолог является результатом активной речевой деятельности и рассчитан на своего рода пассивное и опосредованное восприятие. Однако слушание его другими (аудирование) часто носит активный характер. Говорящий, стремясь повысить активность слушающего, обычно прибегает к обращениям и риторическим вопросам, как бы диалогизируя тем самым свой монолог. В наибольшей мере это выражено в художественном монологе, сказке или анекдоте.
С системой упражнений, рекомендуемых В. Л. Скалкиным для каждого этапа обучения, можно познакомиться в его книге «Обучение монологическому высказыванию».
Ниже представлен только самый общий перечень видов упражнений, которые рекомендовал В. Л. Скалкин:
1. Описание картинок. В основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное