Содержание деятельности социального педагога по сопровождению родителей, имеющих детей в ситуации кризиса трех лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы в системе Российского образования происходит изменение статуса семейного воспитания, связанное с признанием ведущей роли семьи в формировании личности ребенка. Этот процесс требует построения новых форм и методов взаимодействия семьи и дошкольных образовательных организаций, выводит на новый уровень значимость социально-педагогического сопровождения семьи, которое может быть представлено целым комплексом социально-педагогических мероприятий по взаимодействию учреждения дошкольного образования и родителей, направленного на полноценное развитие личности дошкольников.
На каждом этапе взросления ребенка содержание сопровождения семьи имеет свой специфический характер, связанный с психологическими особенностями детей на разных возрастных этапах. Условия современной жизни имеют множество неблагополучных факторов, которые не самым лучшим образом влияют на семейное воспитание. Многие родители воспитывают детей интуитивно, или подражая свои
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕ-ТЕЙ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ……………..9
1.1. Психолого-педагогические особенности детей в ситуации кризиса трех лет……………………………………………9
1.2. Сопровождение родителей как один из видов деятельно-сти социального педагога………………………………….16
1.3. Основные формы, методы и средства деятельности соци-ального педагога по сопровождению родителей, имеющих детей в ситуации кризиса трех лет……………………….22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕК-ТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИ-АЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РО-ДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В СИТУАЦИИ КРИ-ЗИСА ТРЕХ ЛЕТ…35
2.1. Диагностика психолого-педагогических компетенций ро-дителей, имеющих детей в ситуации кризиса трех лет….35
2.2. Программа деятельности социального педагога по сопровождению родителей, имеющих детей в ситуации кризиса трех лет…………………………………………45
2.3. Обоснование эффективности программы деятельности социального педагога по сопровождению родителей, имеющих детей в ситуации кризиса трех лет……………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – 4 изд., - Москва: Юрайт, 2012. – 811 с.
Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Карапуз, 2011. – 264 с
Бардышевская, М.К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М.К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 153 с.
Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В.Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2021. – 170 с.
Березина, Т.А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика. – 2016. – №8. – С. 104-112.
Биккулова, Ю.Б. Повышение педагогической культуры родителей дошкольников / Ю.Б. Биккулова // Преемственность в образовании. – 2016. – №3. – С. 12-16.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
Борисенко, М.Г. Гармоничное развитие ребенка от года до трех лет. Практическое руководство по диагностике и развитию малыша / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – Москва: Литера, 2018. – 545 c.
Бретт, С. Добрая книга для мамы и папы. Исповедь маленького негодника. Вся правда жизни вашего ребенка от рождения до трех лет / С. Бретт. – Москва: Прайм-Еврознак, 2017. – 384 с.
Бергмарк, Дж. В присутствии пришельцев. С трех лет я была их глазами и ушами на Земле / Дж. Бергмарк. – Москва: Рипол Классик, 2020. – 320 c.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1999.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер 2008.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга./ И.В. Вачков. - Москва: Ось89, 2001. 210 с
Возрастная и педагогическая психология: у
Родительские стратегии являются основополагающим фактором в развитии ребенка.
При работе с родителями детей в возрасте трех лет, переживающих кризис, социальному педагогу важно учитывать, как их потребности в развитии, так и те специфические проблемы, которые возникают в этот трудный период жизни. Главной целью должно быть помочь им построить прочные отношения между собой и своим ребенком, чтобы они могли обеспечивать надлежащее руководство в течение всего этого времени, а также предоставлять автономию там, где это необходимо. В конечном счете, социальным педагогам, работающим с такими семьями во время кризисов, важно не только понимать, как наилучшим образом оказать им поддержку, но и осознавать, что каждая ситуация потребует своего уникального подхода в зависимости от