Сетевая модель обучения химии как основа формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся арктических школ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире особое значение приобретают арктические регионы планеты, большая часть которых принадлежит России. Здесь сосредоточены огромные сырьевые и энергетические ресурсы. Перспективны инфраструктурные возможности Арктики. Немаловажная роль арктических регионов связана с национальной безопасностью России. Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
В развитии Арктических регионов важную роль играет система школьного образования. В Республике Саха (Якутия) 13 арктических районов, в которых действует 49 сельских школ. В основном эти школы малокомплектные, территориально отдаленные от центральных районов республики, и, самое главное, не имеющие хорошей транспортной связи.
Специфика деятельности сельских школ обуславливается в первую очередь специфическими природно-климатическими и на
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Научно-методические основы формирования естественнонаучной грамотности в условиях сетевой модели обучения химии в арктической школе ………………………………………………. 10
1.1. Проблемы и перспективы химического образования в арктических школах ……………………………………………………………………… 10
1.2. Дидактические подходы и принципы сетевого обучения в современной школе ………………………………………………………... 15
1.3. Формирование естественнонаучной грамотности в обучении химии ……………………………………………………………………….. 20
Глава 2. Методические пути и условия формирования естественнонаучной грамотности путем сетевого обучения в арктической школе при изучении раздела «Вода. Растворы. Основания» в 8 классе ………………29
2.1. Построение теоретической модели формирования естественнонаучной грамотности путем сетевого обучения химии в арктической школе ………………………………………………………… 29
2.2. Принципы и подходы разработки учебных заданий для формирования естественнонаучной грамотности ……………………….. 32
2.3. Методика применения модели сетевого обучения в изучении раздела «Вода. Растворы. Основания» в 8 классе ………………………… 35
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики сетевого обучения по химии как способа формирования естественнонаучной грамотности обучающихся при изучении темы «Вода», 8 класс …. 40
3.1.Определение сформированности естественнонаучной грамотности знаний учащихся на констатирующем этапе педагогического эксперимента …………………………………………… 41
3.2. Методика и организация экспериментального сетевого обучения химии в арктической школе ………………………………………………. 42
3.3. Выявление эффективности методики сетевого обучения химии в арктической школе ………………………………………………………… 47
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………... 50
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………... 51
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Асанова Л. И. О разработке заданий для формирования и оценке естественнонаучной грамотности [Текст] / Асанова Л. И. // Химия в школе. — 2022. — № 3. — С. 22-30.
Асанова Л. И. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Л. И. Асанова, И. Е. Барсукова, Л. Г. Кудрова и др.]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 84 с.
Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. —М.: Педагогика, 1990.
Богомолов А. Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе // Русский язык за рубежом. 2006. № 1. С. 36–44.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14
Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9202-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 15 — URL: https://urait.ru/bcode/511715/p.15 (дата обращения: 17.05.2023).
Горшкова Н.Н. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии // Образовательный диалог. - Рыбинск, 2020. №1.
Давыденко В. Д., Колчинская Е. Э., Яковлева П. Э. Доступность образования для коренных малочисленных народов Севера [Текст] / Давыденко В. Д., Колчинская Е. Э., Яковлева П. Э. // Образовательная политика. — 2022. — № 3. — С. 34-48.
Дорофеева, Т. В. К вопросу о сущности понятия "сетевое обучение" [Текст] / Т. В. Дорофеева // Известия регионального финансово-экономического института. — 2013. — № 1. — С. 16.
Егорова К. Е. Теория и практика регионализации системы обучения химии в национальной школе (на примере Республики Саха (Якутия): специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (химия) по педагогическим специальностям»: Автореферат диссертации на соискание доктора педагогических наук / Егорова К. Е.; Московский педагогический университет. — Москва, 2001. — 42 c.
Егорова К.Е., Андреева М.П., Матаннанова А.Н. Теория и методика обучения химии: учебное пособие/ К.Е. Егорова, М.П. Андреева М.П., Матаннанова А.Н.: М-во науки и высш.образования Рос. Федерации, ФГАОУ ВО «Сев.-Вост.Федер. ун-т им. М.К. Аммосова», Ин-т естеств.наук, пед.отделение. – Якутск, 2022. – 244 с.
Заграничная Н. А. Методы формирования ЕНГ учащихся основной школы: интегративный подход / Н. А. Заграничная, Л. А. Паршутина // Школьные технологии. – 2017. – № 3. – С. 20-25.
Заграничная Н. А., Пентин А. Ю. О чем говорят результаты естественнонаучной грамотности учащихся? / Заграничная Н. А., ПенТин А. Ю. [Текст] // Проблемы управления качеством образования. — Санкт-Петербург:ГНИИ «Нацразвитие», 2020. — С. 38-44.
Заграничная Н. А., Пентин А. Ю. Проблемы формирования и оценки естественнонаучной грамотности учащихся в курсе химии основной школы
Зенкина С. В., Герасимова
Модель СТД Среднеколымского улуса «Цифровая школа Арктики» разработана на основе интеграции трех составляющих: цифровой школы, традиционной классно-урочной системы обучения, дистанционного обучения.
Хуторской А. В. под дистанционным обучением понимает: «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и внутренними приращениями обучающихся» [Хуторской, 2023].
Уваров А. Ю. дает следующее определение понятию «цифровая школа»: «цифровая школа – образовательная организация (школа), где образовательный процесс построен на основе ориентированной на результат (компетентностно-ориентированной) персонализированной организации образовательного процесса (ПООП) в образовательной среде, насыщенной цифровыми технологиями [Уваров, 2018].
Для реализации проекта «Модель сетевой дистанционной школы «Цифровая школа» как условие реализации