Психологические факторы формирования самооценки в подростковом возрасте (на примере лицея)

Скачать дипломную работу на тему: "Психологические факторы формирования самооценки в подростковом возрасте (на примере лицея)". В которой проведен анализ психолого-педагогической литературы по самооценке в подростковом возрасте. Проведено эмпирическое исследование психологических факторов формирования самооценки у подростков.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.09.2024
Объем файла
205 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Проблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, - какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родит

Содержание
Введение…………………………………………………………………….…….5
1 Теоретический анализ психологических факторов формирования самооценки в подростковом возрасте………………………………….………..8
1.1 Основные подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию самооценки ……………………………………………………………………….8
1.2 Особенности самооценки старших подростков……………….…………..17
1.3 Психологические факторы формирования самооценки в подростковом возрасте…………………………………………………………….…………….20
2 Исследование психологических факторов формирования самооценки в подростковом возрасте…………………………………………….……………28
2.1 Методы и организация исследования………………………………………28
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….32
2.3. Рекомендации по повышению уровня рефлексивности у подростков….41
Заключение……………………………………………………………………….60
Список использованных источников…………………………………………...62

 

Список использованных источников
Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. – 623 с.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
Бернс Р. Я-концепция и Я-образы (Текст) / Р. Бернс / Хрестоматия самосознание и защитные механизмы личности / Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2013. С.133-219.
Бороздина, Л. В. Что такое самооценка [Текст] / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. - №4. – 99-100 с.
Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М: Проект-Ф, 2001. 204 с.
Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестн. Московского ун-та. Сер. 4: Психология. 2011. №1. С. 54-65.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности в подростковом возрасте. – М.: Просвещение, 2005. –142с.
Водяха, С. А. Водяха, Ю. Е. Особенности самооценки психологически благополучных школьников / Педагогическое образование в России, — 2019. — №3. -С.68-73.
Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. — М.: Академический проект, 2017. — 240 с.
Волков, Б. С. Психология подростка [Текст]: учебное пособие / Борис Степанович Волков. — Москва: — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2018. — 266 с.
Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. 312 с.
Григорович, М. В. Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка / М. В. Григорович. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3341/ (дата обращения: 15.01.2023).
Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. 2008. 214 сИзучение общей самооценки (Методика Г.Н. Казанцевой) [Электронный ресурс] - https://new-cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.centerstart.ru/files/2022-12/samoocenka_metodika

На второй стадии подросткового возраста (12 - 13 лет) конкретный идеал назвали уже 68% испытуемых, а 30% обнаружили обобщённый идеал. На этой стадии, наряду с общим «принятием себя» сохраняется и ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения к нему окружающих, прежде всего сверстников. Общее положительное отношение к себе связано с актуализацией потребности в самоуважении, обостряющейся в ситуации недовольства собой.
Третья стадия подросткового возраста (14 - 15 лет) характеризуется преобладанием (81%) обобщённого идеала, складывающегося из сочетания идеальных черт образов людей. В этот период возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе «здесь и теперь», и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определёнными нормами, выступающими как «идеальная форма» себя и своего поведения.
Д.И