Развитие у младших подростков интереса к академической музыке в условиях общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном обучении, об учете интересов детей.
И сегодня в школе современный учитель музыки использует специальные методы, направленные на усиление интереса к дисциплине, например сравнительный метод, использование игровых технологий, введение визуального ряда и видеороликов и с музыкальным материалом (в частности, с фортепианной музыкой) из популярных среди подростков и молодежи каналов социальных сетей.
В 2008-2010 году Шевченко Е.П. было проведено исследование, которое демонстрировало тот факт, что влияние телевидения и радио на подростков сильно преувеличено, недооценено же влияние Интернета [50].
В современном мире искусство кино занимает уникальное место в жизни человека. Кино – это искусство синтетическое, потому что оно вобрало в себя все остальные виды
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития у младших подростков инте-реса к академической музыке в условиях общеобразовательной школы
1.1 Сущность понятий «интерес», «музыкальный интерес», «интерес к академической музыке» 8
1.2 Возрастные особенности младших подростков 14
1.3 Педагогические условия формирования интереса у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе 16
1.4 Значение музыки как компонента кино-текста 18
Выводы по I главе 25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию у младших подростков интереса к академической музыке в условиях общеобразовательной школы через использование выразительных средств киноискусства
2.1 Изучение интереса к академический музыке у учащихся-подростков 28
2.2 Содержание и результативность опытно-экспериментальной работы по развитию интереса у младших подростков к академической музыке в общеобразовательной школе через выразительные средства киноискусства 37
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Библиографический список
1. Абдуллин Э.Б., Новая программа по музыке// Искусство и школа: Книга для учителя -М : 1981- 141 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М.: Владос, 2000. – 336 с.
4. Алиев, Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников -подростков как дидактическая проблема / Ю. Б. Алиев. - Москва : СГУ, 2012. - 477 с.
5. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ-в педагог, ин-тов по спец-ти № 2119 «Музыка и пение» / O.A. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя / Л.Г. Ар-чажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.
7. Байтамирова, А.Т. Сущность и структура понятия «профессиональный инте-рес» / А.Т. Байтамирова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 4. – С. 116–118.
8. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 (Тип. МаГУ). - 356 с.
9. Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уче-ные записки ИГПУ. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1940. – Вып. 5. – С. 212–257.
10. Беляева Н.Н. Активизация интереса к учению как одно из средств повышения успеваемости: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1955. -18 с.
11. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 320 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1995. – 352 с.
13. Боякова Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Е.В. Боякова; МПГУ. – М., 2001. – 18 с.
14. Бурлина Е.Я. Проблемы исследования
Исследование психолого-педагогических аспектов развития интереса к му-зыке потребовало подробного рассмотрения основных его компонентов, базовым среди которых было взято понятие «академическая музыка». В настоящем исследовании оно было изучено на основе нормативного документа «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации». В нем академическая музыка определена как «совокупность музыкальных жанров профессионального музыкального искусства письменной традиции, возникших и развивающихся на основе универсальной системы музыкального языка, вбирающей в себя традиции всех национальных школ и являющейся достоянием мировой музыкальной культуры» [26, с. 4].
Таким образом, «интерес к академической музыке» - это «определенное мотивационное состояние, побуждающее к познавательной, продуктивно-творческой музыкальной деятельности при изучении музыкальных жанров про-фессионального музыкального искусства письменной традиции, возникших и развивающихся на основе универсальной системы музыкального языка, вбирающей в себя традиции всех национальных школ и являющейся достоянием мировой музыкальной культуры».
Интерес - обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искус-ства, для выполнения музыкой своих воспитательных,