Особенности социальной активности младших школьников и пути ее формирования
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе с его сложной структурой и многочисленными человеческими отношениями одной из главных проблем является формирование и развитие социально активной личности. В условиях постоянных изменений в мире общество стремится адаптироваться и выражать свои взгляды, прилагая усилия для создания условий для свободного развития личности.
Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, чтобы занять свое место в существующей системе и удовлетворить личные потребности. Многие ученые интересуются процессом развития и выражения социальной активности, так как это помогает разрабатывать более эффективные концепции упорядочивания общественных процессов со стороны государства.
Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах А.С Макаренко, И.П. Иванова, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА7
1.1. Психолого-педагогические основы понятия «социальная активность»7
1.2. Социальная активность в младшем школьном возрасте17
1.3. Пути развития социальной активности в младшем школьном возрасте на современном этапе развития образования22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 136
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ37
2.1. Диагностическая программа исследования37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и их обсуждение44
2.3. Программа формирования социальной активности у младших школьников48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 254
ЗАКЛЮЧЕНИЕ56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ59
Приложение А64
Приложение Б67
Приложение В68
Приложение Г70
Приложение Д71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В. А. Психологическое развитие детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / В. А. Аверин. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 64 с.
2. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитания: Монография. М.:Макс- Пресс МГУ, 2002. – С.224
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976 - 158 с.
4. Байбородова Л.В. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений / Л.В. Байбородова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 57 с.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — м., 2002. С. 254
6. Богачев А.А. Волонтерство как форма социальной активности. Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. 63 с.
7. Буканова А. А., Филюков С. М., Полников В. И. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1181-1184
8. Вишневский, Д.Д. Социально-ориентированная игра – тренировка как средство развития социальной активности школьников подростков в условиях спортивно-оздоровительного центра: Дисс…канд. пед. Наук [Текст] / Д.Д. Вишневский. - Красноярск, 1999. – 153 с.
9. Волович В. И. и др / Социологический справочник. - Киев : Политиздат Украины, 1990 [Интернет-ресурс] - URL: http://sociology.niv.ru/doc/dictionary/sociological/articlesa.htm (дата обращения: 10.04.2021)
10. Гузеватова Е.Н. Организация коллективной деятельности школьников. Абакан: 2007.140 с.
11. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Сост. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2012. – 343 с.
12. Гузеватова Е.Н. Организация коллективной деятельности школьников. Абакан: 2007. – 140 с.
13. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. М.: 2006. 234 с.
14. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М., 2002. С. 308
15. Евстратова, Т.А. Основы молодежной политики: учебное пособие / Т.А. Евстратова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 242 с.
16. Ерина Инобат Аъзамкуловна, Крафт Елена Владимировна / Феномен "социальная активность" с точки зрения и позиции отечественных учёных. 2015 – c. 453-457
17. История психологии: хрестоматия / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Кафедра педагогики и психологии; сост. Н.А. Бугрова. - Кемерово: КемГУКИ, 2014. - 207 с.
18. Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16-17
19. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Ивано М.: «Педагогика», 1989. – 208 с.
20. Коган, В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема / В.З. Коган. - Москва: Аспект Про, 1970. - 22 с.
21. Корозникова А.А. Развитие ученического самоуправления в начальной школе // Начальная школа. 2011. №5. с.15-18
22. Левин, К. Теория поля в социальных науках: Пер.с англ. / К.Левин. – СПб.: Речь, 2000. – 368с.
23. Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т.Н. Мальковская. – М.: Эксмо, 2013. - 142 с.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность /А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2001.- 475с.
25. Мосгортур: [сайт]. – Москва, 2020– URL: https://mosgortur.ru/campleader/knowledges/manuals
26. Мудрик А.В. Социализация и воспитание / Мудрик А.В. - М., 1997
27. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебное пособие / В.С. Мухина. - Екатеринбург: Академия, 2011. - 696 с.
28. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе / Е.М. Отрадная // Воспитание школьников. - 2012. - №4. - 18 с.
В том числе и в готовности к разнообразной совместной деятельности, в стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, а также активное участие в школьном самоуправлении и готовности к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней) [41].
При оценке влияния различных институтов на формирование личности подрастающего поколения следует учитывать воздействие детских объединений, которые играют важную роль в формировании социальной активности личности.
Для подрастающих граждан детские и молодежные объединения и организации, которые имеют позитивную социальную и нравственную направленность, представляют начальную ступень в формировании демократии, социализации личности, вовлеченности в общественные дела.