Логопедическая работа по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Логопедическая работа по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией. В работе рассматриваются особенности фонетической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.09.2024
Объем файла
426 Кб
Количество страниц
77
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В современных реалиях исследователи наблюдают все больший прирост детей в возрастном периоде с пяти до семи лет с отклонениями в фонетическом оформлении речи. Одним из частых расстройств нарушения звукопроизношения, зафиксированных в логопедической практике, является дизартрия, выраженная в легкой форме, стертая дизартрия [22]. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что фонетической стороне такого дефекта как стертая дизартрия, были посвящены работы многих ученых педагогов, психологов, нейропсихологов, дефектологов и т. д., а также существует масса методик по устранению данной проблемы, например, Л.B. Лопатиной, Э.К. Макаровой, Р.И. Мартыновой, И.И. Панченко, Е.Ф. Соботович, O.A. Токаревой и др. [1;2]. Таким образом актуальность исследуемой проблемы оправдывается массой детей имеющих данное нарушение, его распространённостью, спросом родителей и педагогов в обнаружении подходящих

Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
I.Глава. Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией8
I.1Сущность понятия стёртая дизартрия8
1.2 Характеристика звуковой стороны речи детей со стёртой дизартрией14
1.3 Современные логопедические технологии по коррекции звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией18
Выводы по первой главе23
II.Глава. Констатирующее исследование фонетической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией и анализ его результатов25
2.2. Программа изучения процессов звукопроизношения52
2.3 Обследование фонематического развития: фонематического слуха, восприятия, звукового анализа и синтеза57
Выводы по второй главе64
II.Глава. Содержание логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи66
3.1 Теоретические аспекты логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи у детей со стертой дизартрией66
3.2Содержание логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией69
3.3Контрольное исследование фонетической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией и анализ его результатов76
Выводы по третьей главе82
Заключение84
Список литературы86
Приложение 91

Список литературы

Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 254 с.
Бабаева, Д. И. Результаты диагностического исследования особенностей звукопроизношения детей в условиях логопункта, дошкольного образовательного учреждения / Д. И. Бабаева // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 35-39.
Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идее Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г. В. Бабиной. - М.: МПГУ, 2012. - 101 с
Бондарева, А. А. Фонологические нарушения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / А. А. Бондарева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 45-47
Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2019. - 306c.
Белякова, Л. И., Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия. / Л. И. Белякова, Н.Н. Волоскова — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 287 с.
Волошина, И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков / И. А. Волошина – СПб.: ООО Детство-пресс, 2011. – 32 с.
Волошина, И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек / И. А. Волошина – СПб.: ООО Детство-пресс, 2011. – 32 с.
Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 144 c.
Гребнева Е.А. К проблеме изучения стертой формы дизартрии у дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44426 
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айриспресс, 2005. – 96 с.
Гуськова, А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет / А.А. Гуськова. — М.: ТЦ Сфера, 2011. – 140 с.
Давыдов, В. В. Развитие мелкой моторики у дошкольников / В. В. Давыдов. – М.: Академия, 2013. – 163 с.
 

Дизартрия – это некое расстройство речедвигательного характера, которое возникает вследствие поражений центральной нервной системы, из-за чего нарушается иннервация мимических мышц артикуляционного аппарата, что ведёт к дефективности звуконаполняемости речи.
Степень тяжести нарушения коррелирует с со степенью органического поражения головного мозга. Стоит отметить, что существует множество форм данного нарушения речи, их классифицируют в зависимости от очага поражения зоны центральной нервной системы. Наиболее тяжелые и сложные формы дизартрии чаще всего отслеживаются у детей, страдающих детским церебральным параличом, либо же в постинсультных состояниях.
Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. выделили следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую, мезэнцефально-диэнцифальную [15].
Более лёгкие проявления данного нарушения называют минимальными дизартрическими расстройствами, или же стёртой формой дизартрии. Эта форма имеет много общего со сложной дислалией, отличает повышенный или сниженный тонус артикуляционного аппарата.
Стёртая дизартрия – это недоразвитие фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, которое зарождается в связи с микроорганическим невыраженным поражением головного мозга, вследствие чего нарушается иннервация органов артикуляционного аппарата [1;2].