Роль детского оздоровительного лагеря в организации досуга детей и подростков
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как никогда важно заполнить социальную нишу потребностей детей в развивающем и творческом досуге. В связи с этим важную роль в системе организации досуга играют детские лагеря. Они являются не только местом отдыха и коммуникаций, но и решают важные социальные задачи в области духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Грамотно организованный досуг – это в первую очередь профилактика правонарушений и бездуховности, эмоциональной бедности и интеллектуальной ограниченности. Министерство культуры Российской Федерации считает организацию плодотворного, интересного и познавательного досуга детей в летний период одним из приоритетных направлений деятельности. Летние каникулы – самые любимые для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается часть свободного времени, которое можно и нужно использовать для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальн
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ 5
1.1. Характеристика детского оздоровительного лагеря 5
1.2. Специфика досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере……………………………………………………………...……….…….9
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ 19
2.1. Опыт практической деятельности ОСП СОЛКД «Чкаловец» по организации деятельности детей и подростов 19
2.2. Исследование востребованности услуг ОСП СОЛКД «Чкаловец» по организации досуга детей и подростков 25
2.3. Разработка и реализация программы досуговых мероприятий в летний период 2023 года 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………………..59
ПРИЛОЖЕНИЕ Д……………………………………………………………….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Байбородова Л., Рожков М. Коллективный анализ жизни в лагере / Л. Байбородова, М. Рожков // Воспитательная работа в школе. 2015. №2. С. 67-71.
2. Белов А. А., Грошева Р. Н., Зиборова Ю. В. Кейс вожатого детского оздоровительного лагеря [учебно-методическое пособие] / А. А. Белов, Р. Н. Грошева, Ю. В. Зиборова. Москва: УЦ «Перспектива», 2012. 152с.
3. Богданова Е. В., Давыденко О. М. Лайфхаки для вожатого: учебно-методическое пособие для студентов, осуществляющих подготовку по модулю «Основы вожатской деятельности» / Е. В. Богданова, О. М. Давыденко. Новосибирск: ФГБОУ ВО «НГПУ», 2018. 119 с.
4. Вожатский максимум: учебно-методическое пособие для педагогических отрядов Свердловской области. Екатеринбург, 2014. 69 с.
5. Гринченко И. С. Игровая радуга: методическое пособие для педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей, вожатых оздоровительных лагерей. / И. С. Гринченко. Москва: Центр гуманной литературы, 2014. 115 с.
6. Гузенко А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материал авторских смен. / А. П. Гузенко. Москва: Генезис, 2017. 282 с.
7. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно- правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности) / Е. А. Гурбина. Волгоград: Учитель, 2017. 160 с.
8. Гусева Ю. Л. Летний отдых как проект / Ю. Л. Гусева // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S18. Режим доступа: http://ekoncept.ru/2016/76203.htm.
9. Куприянов Б. В. Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей [учебнометодическое пособие] / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Москва: ВЛАДОС, 2014. 215 c.
10. Куприянов Б. В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор / Б. В. Куприянов // Народное образование. 2012. № 3. С. 49–57.
11. Куприянов Б. В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. / Б. В. Куприянов. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. 68 с.
12. Куприянов Б. В. Позитивные мифы социальной педагогики
«Орленка» / Б. В. Куприянов // Народное образование. 2009. № 3. С. 187–194.
13. Маленкова Л. И. Как вести за собой. Большая книга вожатого [учебное пособие] / Л. И. Маленкова. Москва: Педагогическое общество России, 2014. 608 с.
14. Мануйлов Ю. С. Воспитание
Первых гостей детский городок встретил в 1976 году, а официальное открытие современного «Чкаловца» состоялось в июле 1977 года. Изменилось месторасположение лагеря, но неизменными остались традиции «Чкаловца».
Эстафету от вожатых-заводчан приняли вожатые-педагоги, студенты Новосибирского государственного педагогического института и Болотинского педагогического училища. Вожатский отряд получил имя «Орион».
Современный «Чкаловец» растёт и развивается. Построен профессиональный спортивный комплекс, по последнему слову техники оборудован киноконцертный зал, проводятся капитальные ремонтные работы в корпусах, территория лагеря превратилась поистине в сказочный город. На высоком уровне работает педагогическая и медицинская служба лагеря. Создаются уникальные программы, разрабатываются новые проекты.