Формирование навыков говорения средствами грамматических упражнений (на материале английского языка)
ВВЕДЕНИЕ
В процессе преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» основное внимание необходимо уделить формированию и совершенствованию у обучающихся многослойного и многокомпонентного комплекта языковых умений и способностей для выполнения коммуникативной деятельности.
Отметим, что грамматический навык по своей природе является неоднородным и требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны. Ф.Б. Абаева определяет такой навык как «способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем, все это — мгновенно» [1;с.9].
Мы исходим из того положения, что грамматические навыки имеют отличия друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации. Под грамматической грамотностью говорения обычно предполагается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизирование употребления грамматических явлений в устной речи. Таким образом, основными параметрами образован
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ……………………………………………………………………7
1.1.Говорение как вид речевой деятельности…………………………………………… 7
1.2. Виды говорения и способы работы над ними в средней школе…………………... 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ .................... 27
2.1. Особенности формирования навыков говорения в средней школе ………………… 29
2.2. Применение грамматических упражнений в коммуникативных целях…………...... 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................... 67
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….…73
Список литературы:
Абаева Ф. Б. Современные методы обучения учеников говорению на иностранном языке // АНИ: педагогика и психология. 2014. №4 (9).
Антонова Л. А., Бахметьева И. А., Хренова Н. Ф.Проблемы отбора упражнений при коммуникативно-ориентированном обучении английской грамматике в педагогическом вузе // Язык и культура. 2016. №4 (36).
Атутова Е. Н.Развитие лексико-грамматических навыков для формирования коммуникативной компетенции обучающихся // Вопросы науки и образования. 2018. №6 (18).
Бабаян, В. Н. О формировании грамматических навыков говорения на практических занятиях по иностранному языку в высшем военном образовательном учреждении // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2021. – № 1(12). – С. 67-78.
Багрова А. Я. Формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе - основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московской международной академии. 2017. №1.
Байбурина, Р. З. Формирование грамматических навыков иноязычной // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии – Иркутск, 2020. – С. 259-263
Бальчинова, З. С. Говорение как вид речевой деятельности (основные приемы обучения) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории – Санкт-Петербург, 2021. – С. 66-72
Белявская, А. Говорение как вид речевой деятельности на уроках английского языка в средней школе и его особенности // Язык. Культура. Личность – Москва, 2020. – С. 116-119
Бирюкова О. А., Семенова Д. В. Обучение говорению в старших классах: метод интервью на уроке английского языка // Научное обозрение. 2017. №2.
Бульдина И. А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) учеников неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // КНЖ. 2016. №4 (17).
Веренинова Ж.Б. Английские гласные: эмоциональный портрет // Английский язык в школе. 2018. № 17 (29). С. 28–3
То есть отрабатываются структурные связи между репликами. Можно выделить три вида работы над материалом: 1. Грамматические и лексические преобразования реплик; 2. Заучивание диалогических единств наизусть; 3. Объединение реплик на основе функциональных связей.
Новые диалогические единства усваиваются путем заучивания коротких диалогов, состоящих из одного или двух единств. Например, единства, включающие приветствия, обращения, формулы вежливости и т. д. В процессе заучивания диалога создаются наиболее благоприятные условия для отработки интонации для различных типов реплик. Разучивать небольшой диалог лучше со слухового восприятия, так как самое яркое впечатление будет хорошей основой для овладения звуковой формы единства. Целесообразно подкрепить разучивание диалога зрительным его восприятием. Письменный текст может