Разработка критериев эффективности методов обучения иностранным языкам и их апробация
ВВЕДЕНИЕ
Школа XXI века призвана решать задачу развития личности с активным отношением к действительности, способной адекватно реагировать на изменения в мире и в своей собственной жизни, обладающей развитым критическим мышлением, готовой воспринимать окружающий мир во всей его сложности, стремящейся через самореализацию к преобразованию действительности. Данная задача предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В настоящее время недостаточно передать обучающемуся определенную сумму знаний, основы науки, образование предусматривает формирование способности к творчеству, превращение творчества в норму, в инструмент свершений обучающихся – будущих граждан страны, – в науке, технике, культуре, искусстве, управлении, политике. Существенное значение в данном аспекте принадлежит предмету «Иностранный язык».
В этой связи значительные изменения претерпевают структура, логика и методы обучения иностранному языку, нацеленные на такую о
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие «метод обучения иностранным языкам». Классификация методов…………………………………………………………………………….5
1.2. Критерии эффективности методов обучения иностранным языкам…16
1.3. Выводы по главе 1………………………………………………………..21
Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………..22
2.1. Современные методы обучения иностранному языку………………..22
2.2. Анализ эффективности методов обучения иностранному языку и его результаты……………………………………………………………………….42
2.2.1. Дискуссия, метод «круглого стола», дебаты…………………………42
2.2.2. Кейс-стади, мозговой штурм……………………………………………46
2.2.3. Нанообучение, перевернутый класс…………………………………...50
2.3. Выводы по главе 2………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Источник: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-inostrannogo-yazyka/
Монографии, диссертации, статьи
2. Анюшенкова О.Н. Преимущества «Перевёрнутого класса» перед традиционной (очной) методикой преподавания иностранного языка в контексте высшего образования // Теория и практика обучения ин языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы. 2017. С. 16-20.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М: Просвещение, 2015. – 195 с. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М: Просвещение, 2015. – 195 с.
4. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. – Просвещение, 2003. – 159 с.
5. Барышников Н.В. Обучение иностранному языку и культуре: методология, цель, метод //Иностранные языки в школе. – 2014. – №9. – С.3-9
6. Белашевская Н.А. Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии обучения иностранным языкам // Эмиховские чтения: Материалы V международной научно-практической конференции (Тюмень, 15-17 ноября 2017 года). 2018. С. 27-32.
7. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С.11-15.
8. Болгова, В. В. Использование инновационной технологии «Перевёрнутый класс» как компонента ФГОС на уроках английского языка // Наука и образование: Новое Время. Науч.-мет. ж-л. 2017. № 5 (6). С. 86-90.
9. Бочарова А. С. Важность развития социокультурной компетенции // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2014. –№ 2. –С. 45-48.
10. Волкова Е. В. Актуализация феномена социокультурной компетенции в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. –2018. –№19. –С. 230-232.
11. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 2. – С. 30-35.
12. Воронина М.В. «Перевёрнутый» класс - инновационная модель обучения // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 5. С. 40-52.
13. Гальскова Н.Д. Основные парадигмальные черты современной методической науки // Иностранные языки в школе. – 2010. – №7. –С.2-13.
14. Гладких Д.С. Использование
Постоянно увеличивающееся число методов обучения иностранным языкам вызвало необходимость формулирования критериев для определения их эффективности и разработки ее критериев.
Эффективность обучения – мера соответствия достигнутых реальных результатов поставленным целям образовательной программы . Термин «эффективность обучения» в целом связан с качеством обучения, которое определяется как соответствие фактического уровня и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС и параметрам обучения .
В английском языке можно выделить следующие слова, которые описывают понятие эффективности: efficiency (рациональное использование времени и энергии), effectiveness (степень эффективности), efficacy (способность метода достижения привести к желаемому результату) . Ключевыми аспектами в данном определении являются цель и результат языкового обучения. Эффективность обучения иностранному языку рассматривается также через такие концепты, как «производственный процесс» и «полезность». Производственный процесс образования состоит из четырех основных факторов: вложений, процесса, отдачи и результатов. Вложения – это ресурсы, которые используются в производственной деятельности. Для образовательного процесса ресурсы могут быть разделены на общие категории характеристик обучаемого, учебного заведения, преподавателя, учебного материала и