Развитие мышления детей дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Изучаемая тема актуальная по причине, что старший дошкольный возраст – это период в жизни детей, когда решаются вопросы их готовности к школе. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Многие дошкольники начинают испытывать трудности в учебе. Основная причина, по мнению ученых – интеллектуальная пассивность детей. Это происходит потому, что многие педагоги под готовностью детей к обучению понимают сформированность у них интеллектуальных умения, знаний, навыков и не уделяют время на развитие познавательной активности детей [51].
Важной проблемой является не только обучение детей, но и развитие у детей стремления к самостоятельному развитию. Дошкольник должен получать естественным путем важную информацию об окружающем мире и тут исследовательская деятельность выступает на первый план [8]. В ходе реализации программ дошкольного воспитания во главу угла ставятся активность, любознательность и желание познания. Познавательно-иссле
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Мышление и его виды……………………………………………………..6
1.2. Особенности развития мышления дошкольников в процессе исследовательской деятельности……………………………………………….13
1.3. Познавательно-исследовательская деятельность как условие развития мышления детей дошкольного возраста……………………………………….18
Выводы по главе 1……………………………………………………………….34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Уровень познавательной активности старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности до начала исследования….36
2.2. Модель организации работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………44
2.3. Уровень познавательной активности после эксперимента…………….49
Выводы по главе 2……………………………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Молодой ученый. – 2016. – 346 с.
2. Алябьева, Е. А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи / Е. А. Алябьева. – М.: Сфера, 2010. – 112 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.
4. Анищенко, О. А. Игра в плане работы воспитателя / О. А. Анищенко. // Дошкольное воспитание. – 2012. – 22 с.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
6. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада/ А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2010. – 87c.
8. Боно Эдвард Де. Учите своего ребенка мыслить / Эдвард Де Боно. – М.:Попурри, 2008. – 331с.
9. Веденов, А. А. Моделирование элементов мышления / А. А. Веденов // Москва: Издательство «Наука». Главная редакция физикоматематической литературы. Серия «Современные проблемы физики», 1988. – 162 с.
10. Венгер, Л. А. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Старший дошкольный возраст / Л. А. Венгер. – М., ГномПресс, 2009. – 248 с.
11. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
12. Веракса, Н. Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников / Н. Е. Веракса. – М. 1991. – 212 с.
13. Воронина, Л. В. Формирование и развитие у дошкольников логических приемов мышления / Л. В. Воронина // Организация 53 работы с родителями дошкольников в образовательном учреждении: сб. статей: 2 ч. Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2008. –212 с.
14. Восп
По мере взросления ребенка познавательно-исследовательская деятельность включает все средства для ее осуществления и, соответственно, различные психические функции, выступающие как сложное переплетение действий, образов и слов (восприятие, мышление, речь). Содержание этой деятельности меняется от познания непосредственного окружения к чему-то более абстрактному, что не входит в непосредственный опыт дошкольника.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности во многом зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее предоставляемые материалы для исследований, тем больше вероятность того, что они своевременно пройдут стадии развития восприятия, мышления и речи. При наличии правильных материалов можно не только поддержать естественное любопытство ребенка и не «затормозить» его, но и развива