Логопедическая работа по формированию навыков фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи.
Развитие человека характеризуется как сложный процесс постепенных изменений на пути из индивида в личность. Известно, что именно на речевом общении строятся взаимосвязи в социуме. А, соответственно, без речи существование индивида невозможно. Именно поэтому, принципиально важно уделять внимание полноценному развитию всех аспектов формирования личности. С детства формирование полноценного человека происходит в трех разных направлениях: когнитивном, физическом и психосоциальном. Процесс развития должен быть максимально полноценным и однородным. С первых месяцев жизни ребенка одну из ведущих ролей играет общение, в процессе которого происходит ознакомление и освоение речи человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ7
1.1Понятие фразовой речи и ее развитие в онтогенезе7
1.2Особенности развития фразового компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи11
1.3Средства и методические аспекты развития фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ24
2.1 Организация изучения развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи24
2.2 Методические рекомендации по организации логопедической работы по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2019. – 400 с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 2020. – 160 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение с детьми. – М. : Мозаика – Синтез, 2021. – 272 с.
4. Антипова Ж.В. и др. Преодоление общего недоразвития дошкольников. – М.: 2022. – 224 с.
5. Балаева В.Н. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М.: Просвещение, 2019. – 189 с.
6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М.: Агар, 2020. - 416 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 5. – С. 20.
9. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2019. – 135 с.
10. Веретенникова И.Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией в процессе трудового воспитания: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.03. – М., 2019. – 161 с.
11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ: Астрель, 2020. – 158 с.
12. Гальперин П.Я Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин – М.: Просвещение, 2020. – 167 с.
13. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 2021. С. 260 – 274.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детствопресс, 2022. – 254 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 351 с.
16. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной ре
Предложения, которые состоят из существительного, глагола настоящего времени и существительного в творительном падеже, далее в таких предложениях существительные и глаголы используются во множественном числе. Старших дошкольников с общим недоразвитием речи обучают использовать прилагательные в качестве определений, использовать в активной речи грамматические конструкции с предлогами.
По мнению Ю.Ф. Гаркуши [9-117 с. ] чтобы закрепить среди старших дошкольников с общим недоразвитием речи, навыки использования разных типов предложений можно использовать материал общеобразовательных занятий и занятий, связанные с продуктивной деятельностью, а также режимные моменты.
Работа над каждым из трех периодов обучения включает методы закрепления материала логопедических занятий в общеобразовательных группах воспитателей.