Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с функциональными нарушениями зрения средствами дидактических игр

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с функциональными нарушениями зрения средствами дидактических игр. В работе рассматривается процесс развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.09.2024
Объем файла
305 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Дошкольный период в отечественной и зарубежной педагогике рассматривается как период стремительного формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Дошкольное детство является фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков, усвоения различных видов человеческой деятельности. Многочисленные исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте складывается потенциал для познавательного, эмоционально-волевого и личностного развития ребенка. В это время дети интенсивно овладевают социокультурными нормами и познают окружающий мир. Не менее благоприятен данный период жизни человека и для формирования ориентировки в пространстве [18,31].
Ориентировка в пространстве и времени представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………8
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения…………………….. 8
Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с функциональными нарушениями зрения…………………………………...13
Использование дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения…………………………………………………..16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………..23
2.1 Диагностика сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения……………………………………………………………………………..23
2.2 Результаты диагностики уровня сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения…………………………………………………………….28
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР….39
3.1 Организация коррекционно-развивающей работы по развитию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения средствами дидактических игр…...39
3.2 Анализ результатов исследования влияния разработанной коррекционно-развивающей работы с использованием дидактических игр на ориентировку в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения…………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аббасов М. Г. Практическое овладение учащимися вспомогательной школы пространственной ориентировкой [Электронный ресурс]/ М. Г. Аббасов // Дефектология. -1971. - №3. - с. 70-73. – URL: https://nsportal.ru/ (Дата обращения: 25.04.2023)
Абенова А.К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения [электронный источник] / А.К. Абенова, Б.Е. Тайлак // Молодой учёный. – 2014. – №6. – С. 669-671. – URL:
https://moluch.ru/archive/65/10715/ (Дата обращения 05.03.2023)
Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]/ Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 302 с
Баранов А.А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. – 2018. – № 4(99). – С. 698-705.
Болдинова, О.Г. Методика развития пространственного ориентирования и мобильности детей с нарушениями зрения различных возрастных групп: методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / О.Г. Болдинова, Е.А. Иванова, Н.Ф. Маркова, С.Л. Антонова, В.М. Скляднева - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. - 73 с. – URL: https://ikp-rao.ru/ (Дата обращения: 12.03.2023)Венедиктова, М.В., Галкина, Л.Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста [Текст]/ М.В. Венедиктова, Л.Н. Галкина. — Нижний Новгород: «Перспектива», 2004 – 129 с.
Витковская А. М. Особенности организации сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения: Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения [Текст] / Витковская А.М., Кантор В.З., Никулина Г.В. ― Москва: ЛОГОС, 2010. – 280 с.
Вишневская Т.А. Проектирование технологий работы по ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: методические рекомендации [Текст] / автор-сост. Т.А. Вишневская. – Алматы: ННПЦ КП, 2015.- 55 с.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка [Текст] / Л. С.

Диагностируемые параметры: ориентировка на себе (части тела), ориентировка относительно себя
Оборудование/используемый материал: зеркало в полный рост, кукла
При проведении предлагаемых ниже заданий предварительно необходимо уточнить, какие слова, обозначающие части лица и тела знает ребенок. Впоследствии опрос будет строиться, исходя из знаний испытуемого.
Задание 1. Ребенку предлагается охарактеризовать части тела и их пространственное расположение (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая). Испытуемый выполняет задание с открытыми глазами с ориентацией на взрослого, либо с ориентацией на самого себя, глядя в зеркало. Также в качестве вспомогательного материала можно использовать куклу. От ребенка требуется показать и назвать пространственное расположение частей собственного тела, согласно словесной инструкции педагога.