Динамическая пауза в учебной деятельности младших школьников с нарушениями слуха.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Физическое развитие занимает значимое место в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Физическая активность воздействует не только на физическое и физиологическое, но и на психическое и социальное развитие, содействует укреплению здоровья, повышает защитные свойства организма, оказывает влияние на развитие психических процессов, ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
В настоящее время в основу начального курса физического развития положено формирование у младших школьников физического здоровья, развитие физических качеств и обучение физическим упражнениям разной функциональной направленности. Особенно актуальна эта проблема становится в области сурдопедагогики. Для детей с нарушенным слухом характерны свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Эти особенности обуславливают специфику их физического развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….
1.1.Значение динамической паузы и физкультурных минуток в учебном процессе младших школьников7
1.2.Особенности учебной деятельности обучающихся с нарушениями слуха……………………………………………………………………………….15
1.3.Включение коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в процесс обучения глухих младших школьников20
ГЛАВА 2. ВКЛЮЧЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС МЛАДШИХ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.…………………
2.1. Методика эксперимента26
2.2. Результаты эксперимента34
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………….
3.1. Возможности использования динамической паузы во внеурочной и учебной деятельности в условиях общеобразовательной специальной (коррекционной) школы43
3.2. Практические разработки по проведению динамической паузы для неслышащих обучающихся начальной школы49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ59
ЛИТЕРАТУРА61
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе. – Курган., 2007. – 53 с.
2. Андржеевская И. Ю. Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2012. – 30 с.
3. Беришвили Н. Среди старшеклассников врачи не обнаружили абсолютно здоровых. URL: https://iz.ru/608188/nataliia-berishvili/sredi-starsheklassnikov-vrachi-ne-obnaruzhili-absoliutno-zdorovykh (дата обращения 06.03.2023).
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учебник для вузов / Т. Г. Богданова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004.
7. Вайнер Э. Н., Кастюнин С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура. М.: Флинта, 2012. – 144 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом [Текст] / О.В. Зонтова. СПб.: КАРО, 2008. – 51 с.
11. Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард [Текст] / Е.А. Иванова, Е.Г. Самсонова, Э.И. Леонгард. М.: Теревинф, 2008. – 144 с.
12. Копылов Ю. А., Баранова И. П., Петрович З. А. Физкультминутки в начальной школе. Физическая культура в школе, 2013. – № 6 – С. 59-62.
13. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации [Текст] / И.В. Королева. СПб.: Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. – 286 с.
14. Матазова Ю.Ю., Малова О.В. Физкультминутки и динамические паузы на уроках английского языка в начальной школе // Комплексные исследования детства. – М., 2019. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizkultminutki-i-dinamicheskie-pauzy-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 24.05.2023).
15. Немова А.Н. Использование компьютерных инструментов в развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2012 – №2(49). – с.58–61.
16. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е.Г. Речицкой – М.: Владос, 2005.
17. Речицкая Е.Г. Педагогические технологии воспитательной работы. – М.: Владос, 2009.
18. Розанова Т.В. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2002.
20. Рябчукова Н. А. Физкультминутки в начальной школе. URL: https://www. ekaterinaschool.ru/index.php/2010-04-26-15-20-41/44-2010-04-28-07-32-01/970-2013-12-17-15-20-34.html (дата обращения 20.04.2023).
21. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря № 189. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902256369 (дата обращения 28.03.2023).
22. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой – М.: Издательство АСАDEMА, 2000.
23. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой – М.: Владос, 2013.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 22.09.2011 № 2357, от 31.12.2015 №1576) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2019. – 53 с.
25. Хохлова В. А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе. Молодой ученый, 2016. – № 26 (103) – С. 704-705.
26. Чаплинская Ю. Г. (2013) Физкультминутка на уроках английского языка в свете новых решений о повышении физической активности школьников. Современная педагогика, № 10 (11). [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.rn/2013/10/1906 (дата обращения 20.04.2023).
27. Bershwinger T., Brusseau T. The Impact of Classroom Activity Breaks on the School-Day Physical Activity of Rural Children. International Journal of Exercise Science, 2013. – 6(2) – Р. 134-143. Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4882465/ (дата обращения 20.04.2023).
Таким образом, снижение уровня физической активности среди учащихся начальной школы является серьезной проблемой как педагогики, так и здравоохранения.
Между тем, физкультурные минутки и динамические паузы являются одним из средств для переключения внимания, снятия утомления, создания положительного эмоционального фона в учебном процессе начальной школы. Перерывы с использованием динамических пауз и физкультминуток помогают улучшить когнитивные функции мозга учащихся, способствуют выравниванию эмоционального фона, а также улучшают физическое здоровье учащихся. Отечественные и зарубежные исследователи пришли к выводу, что даже короткие физические упражнения могут быть особенно важны для улучшения академических навыков.
Подводя итог, можно отметить, что включение физкультурных минуток и динамических пауз в образовательный процесс – одно их эффективных средств стимулирования физической активности, переключения внимания, коррекции эмоционального фона в классе.