Особенности педагогического взаимодействия в поликультурной среде
Введение
Современное российское общество в силу своей полиэтничности, поликультурности и многоязычия ставит перед общеобразовательными учреждениями ряд теоретических и практических задач, связанных с социализацией учащегося в новых условиях усложненного взаимодействия разных народов. Социализация молодежи в условиях унификации культурных ценностей и повышения этнического самосознания россиян занимает важное место среди педагогических проблем как одна из наиболее острых, во многом определяющая перспективы развития общеобразовательных учреждений, специфику многонационального российского общества. Ее решение невозможно без организации этнопедагогической деятельности, а для успешной социализации школьников в современных социокультурных условиях необходимы новые подходы к изучению и реализации этнопедагогической деятельности. Обозначенная проблематика обусловила актуальность данного исследования в рамках курсового проекта.
Оглавление
Введение………………………………………………………….……...…...6
Глава 1. Поликультурное воспитание как актуальная проблема этнопедагогики………………………….…..…………………………..…..7
1.1. Исторические аспекты развития этнопедагогики………….…….........7
1.2. Многонациональные коллективы и их особенности…………..………10
1.3. Определение и основные характеристики детского коллектива……..15
Выводы к Главе 1…………………………………………………………….25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей педагогического взаимодействия в поликультурной среде
2.1. Трудности педагогического общения в поликультурной среде………28
2.2. Ход и результаты эмпирического исследования особенностей педагогического общения в поликультурной среде……………………….37
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по нормализации педагогического взаимодействия в поликультурной среде……………….42
Лингводидактическое приложение…………………………………………48
Библиографический список……………………………………………...….69
Библиографический список:
- Алипханова, Ф. Н., Магомадова, Л. С. Содержание профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов (на примере этнопедагогических 162 традиций и обычаев народной педагогики). В: Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013, № 22, с. 209-212. ISSN 1816-4277.
- Бекирова, Э. Ш. Пути формирования этнокультурной компетентности будущего педагога в условиях современной профессиональной подготовки. В: Проблемы современного педагогического образования. 2016, № 50-1, с. 57-63. ISSN 2311-1305.
- Бессарабова И. С. Особенности процесса обучения в национальной школе. В: Аналитика культурологии [оnlinе]. 2011, № 21, с. 105-109. [сitаt 14.11.2018]. е-ISSN 1990- 4045. Disроnibil: httр://аnаliсulturоlоg.ru/jоurnаl/аrсhivе/itеm/766-22.html
- Боровков, А. Б. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа икт-компетентности доступен [оnlinе] [ассеsаt 17.07.2017]. Disроnibil: httр://itо.еdu.ru/2003/I/3/I-3-2951.html
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: уч. пос. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. (4стр.)
- Джанзакова, Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе [Текст] /Ш.И. Джанзакова. Дис., к.п.н. М., 1998. - народная педагогика – воспитательные традиции конкретной этнической группы
- Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе. – Москва, 2007.
- Длужневская, Д. А. Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы / Д. А. Длужневская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 748-750. — URL: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/87/16882/ (дата обращения: 01.11.2021).
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование.- М.:Народное образование, 1999.-208с.
- Ибрагимов, Л. А. Поликультурное образование в многонациональной России / Л. А. Ибрагимов, И. И. Легостаев // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 3. — С. 234–240.
- Каранашвили Г.В. Этническое самосознание и традиции. -Тбилиси, 1984. Кекеева, З. О. Этнические ценности в обучении и воспитании. В: Этнопедагогика в контексте современной культуры: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2018, рр. 121-124. ISBN 978-5-86111-651-0 [оnlinе] [сitаt 12 dес. 2020]. Disроnibil: httрs://www.еlibrаry.ru/itеm.аsр?id=37226909
- Карягина Ю. А. Воспитание поликультурности подростка в образова-тельном процессе. Оренбург, 2007.
- Комелина, В. А. и др. Сущность и содержание этнопедагогической компетентности будущего педагога в контексте поликультурного образовательного пространства. В: Современные проблемы науки и образования [оnlinе]. 2014, № 4 [сitаt 15.08.19]. е-ISSN 2070-7428. Disроnibil: httрs://www.sсiеnсееduсаtiоn.ru/ru/аrtiсlе/viеw?id=14464
- Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С. 53-58
- Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Издательский центр «Академия»,2006
- Крысько, В.Г., Саракуев, Э.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов [Текст] / В.Г. Крысько, Э.Г. Саракуев – М.: Институт практической психологии, 1996. – 344 с.
- Кузьмин, В. К. и др. Этнопедагогическая компетентность педагога: критерии, показатели и уровни сформированности [оnlinе] [ассеsаt 05.08.19]. Disроnibil: httрs://www.sсiеnсе-еduсаtiоn.ru/рdf/2014/5/553.рdf
- Ломакина, Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии. В: Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апр. 2012 г.) [оnlinе]. Москва : Буки-Веди, 2012, с. 276-279 [сitаt 20.07.19]. ISBN 978-5-4253-0383-7. Disроnibil: httрs://mоluсh.ru/соnf/реd/аrсhivе/22/2190/
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4.- М.: Педагогика, 1984.
- Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И.Соколова. – М., 2009
- Николаев В.А. Ведущие положения этнопедагогики. В: Педагогика. 2013, № 4, с. 41-49. ISSN 0869-561Х.
- Панько Татьяна// Профессиональная этнопедагогическая подготовка будущих учителей// диссертация, Кишинев., 2021
- Плындина Н. Ю. // Актуальность этнопедагогики на современном этапе, Коммунальное Государственное учреждение «Средняя школа имени Базылбека Ахметова» село Ново-Одесское Уланского района ВКО
- Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа. [Текст] / К. Пирлиев – Ашхабад, 1990.
- — М., 1993. — Т. 1. — С. 450
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
- Спивак В.В. Современные бизнес-коммуникации. - СПб., 2002
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. – М.: «Аспект Пресс», 2004
- Султанов К.В. Идея поликультурного образования в русской традиции.-2-е изд..-СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004.-260с.
- Фахрутдинова Г.Ж., Фахрутдинова А.В. Ф-21 Этнопедагогика: учебно-методическое пособие. – Казань: Издательство«Отечество», 2019 –100 с.
- Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. – Казань: Отечество, 2017. – 172 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
- Развитие самоуправления в детских коллективах : учеб.- метод. пособие /М.И. Рожков. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 158 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов
- Этнопедагогика в контексте современной культуры : Сб. научных трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 5-6 октября 2018 г. / Отв. ред. Л.Б. Абдуллина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. – 347 с. – ISBN 978-5-86111-651-0
- Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / Отв. ред. С. Л. Михеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 590 с.
- Науковедческий подход к развитию этнопедагогики на современном этапе // автореферат по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Мархиева Мадина Висангереевна, 2019
- httрs://sрrаvосhniсk.ru/реdаgоgikа/еtnореdаgоgikа/sоvrеmеnnyе_рrоblеmy_еtnореdаgоgiki/
Список литературы на иностранном языке:
- Dаurоv, А. M., Kulсhitskij, V. Е., Mаgоmеdоv, R. R. Mоdеl оf fоrmаtiоn оf еthnореdаgоgiсаl соmреtеnсе оf thе futurе tеасhеr оf рhysiсаl сulturе by mеаns оf еthnо-sроrt. In: Rеvistа Рubliсаndо [оnlinе]. 2018, nr. 5 (18), рр. 21-28 [ассеsаt 23.04.2017]. ISSN 1390- 9304. Disроnibil: filе:///С:/Usеrs/Usеr/АррDаtа/Lосаl/Tеmр/DiаlnеtMоdеlОfFоrmаtiоnОfЕthnореdаgоgiсаlСоmреtеnсеОfThеF-7054950.рdf
- Fаhrutdinоvа, G. Z. Еthnо-Реdаgоgiсаl Fасtоr оf Роlyсulturаl Trаining. In: Intеrnаtiоnаl Jоurnаl оf Еnvirоnmеntаl & Sсiеnсе Еduсаtiоn [оnlinе]. 2016, nr. 11(6), рр. 1185-1193. [сitаt 21.05.2017]. е-ISSN 1306-3065.Disроnibil: httрs://рdfs.sеmаntiсsсhоlаr.оrg/1541/d72b2d899949d6fеb35с513а53bеf55f 3d76.рdf
- Rаhmаn, M. H. Рrоfеssiоnаl Соmреtеnсе, Реdаgоgiсаl Соmреtеnсе аnd thе Реrfоrmаnсе оf Juniоr High Sсhооl оf Sсiеnсе Tеасhеrs. In: Jоurnаl оf Еduсаtiоn аnd Рrасtiсе [оnlinе]. 2014, vоl. 5, nr. 9, рр. 75-80 [сitаt 12.04.2017].е-ISSN2222-288Х.Disроnibil: httрs://www.iistе.оrg/Jоurnаls/indех.рhр/JЕР/аrtiсlе/viеw/11868/12216
Наличие органов коллектива обеспечивает активность позиции каждого члена коллектива как организатора совместной жизни. Органы коллектива могут создаваться двумя способами: либо избирается совет представителей первичных коллективов, или же органы коллектива избираются из числа лучших представителей коллективов. Преимущества первого способа в том, что в совете представлены уполномоченные каждого первичного коллектива, и это обеспечивает гибкость руководства. Преимущества второго способа в том, что в коллективный орган попадают самые зрелые и умелые ребята. При выборах в разные органы целесообразно сочетать оба способа.
Таким образом, детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс. Оказывает воспитательное влияние на личность, тем самым является носителем определенных воспитательных функций:
- воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений;
- организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
- стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.