Языковые средства репрезентации мира антиутопии в русской литературе XX – начале XXI вв. (семантико-стилистический и синтаксический аспекты)

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Языковые средства репрезентации мира антиутопии в русской литературе XX – начале XXI вв. (семантико-стилистический и синтаксический аспекты). В работе рассматриваются языковые средства (семантико-стилистические и синтаксические средства) создания мира утопии и антиутопии.
Author image
Fadis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
23.09.2024
Объем файла
148 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В настоящее время антиутопия представляет собой неотъемлемую часть современного мировоззрения. Она является не только жанром литературы, но и образцом социальной и философской мысли. Русская литература XX – начала XXI вв. в полной мере отразила проблематику антиутопии в своих произведениях. Сегодня антиутопические произведения занимают особое место в литературе. Одним из наиболее интересных и известных представителей этого жанра является Дмитрий Глуховский. В его произведениях, таких как «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035» «Будущее», «Пост» создается реалистичный мир, который описывает не самое лучшее будущее для человечества. Однако на первый план выходят не только сюжет и персонажи, но и ярко выраженные языковые средства, которые помогают передать атмосферу мрачного будущего, созданного автором. Индивидуально-авторское, выраженное в языковой картине прозы, отображает языковую личность автора. Симбиоз общего и идиостиля рождает авторский текст. 

Оглавление
Введение3
Глава 1. Исторические и культурные истоки жанры антиутопии и утопии в контексте произведений Дмитрия Глуховского7
1.1 Историко-культурные предпосылки утопии и антиутопии в эпоху постмодернизма7
1.2. Жанровая специфика романов «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035» Дмитрия Глуховского15
Глава 2 Языковые особенности Дмитрия Глуховского24
2.1 Семантико-стилистические аспекты прозы Дмитрия Глуховского24
2.3. Синтаксические аспекты прозы Дмитрия Глуховского41
2.3. Языковые средства создания протагониста45
Глава 3. Сравнительно-сопоставительная характеристика прозы XX-XXI веков русской и зарубежной литературы50
3.1. Хронотоп в антиутопиях «Будущее» и «Метро 2033». Особенности времени и пространства в произведениях Дмитрия Глуховского50
3.2. «Метро 2033» и «Будущее» в контексте современных антиутопий мировой литературы. Сравнение и связи западных и российских современных антиутопий.57
Библиографический список65

Библиографический список

https://www.kp.ru/daily/26140.2/3030076/  [3]

[Черняк, М.А. Современная русская литература : учебник для вузов / М.А. Черняк. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 294 с. (Высшее образование). – Текст : непосредственный].

Русская утопия в контексте мировой культуры / сост. В. П. Шестаков. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2013. – 311 с

file:///Users/user/Downloads/utopiya-kak-problema-rossiyskoy-mentalnosti.pdf журнал шестаков

Современные исследователи антиутопии Р. Гальцева и И. Роднянская. Помеха – человек: опыт века в зеркале антитоупий // Новый мир. 1988. №12. С. 217.

1. Колядич Т.М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе. - М.: Олимп, 2010. - 349 с.

2. Эстетика экранзации. Утопия и антиутопия в книге и на экране. Материалы научно-практической конференции 9-10 апреля 2015 г.: Материалы конференции / Мильдон В.И. - Москва :ВГИК, 2016. - 254 с.: ISBN 978-5-87149-197-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/962072  (дата обращения: 10.06.2023). – Режим доступа: по подписке.

Сиротин С. Русская фантастика: кризис концептуальности [Электронный ресурс] // Октябрь. - 2009. - № 8. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://magazines.gorky.media/october/2009/8/russkaya-fantastika-krizis-konczeptualnosti.html . - Дата обращения: 10.06.2023.

Кисель А. Память человечества [Электронный ресурс] // Октябрь. - 2009. - № 9. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://magazines.gorky.media/october/2009/9/pamyat-chelovechestva.html . - Дата обращения: 11.06.2023.

Щелокова, Л. И. Проблема изучения романа "текст" Д.А. Глуховского в рамках элективного курса бакалавриата / Л. И. Щелокова, А. Ю. Трубникова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2020. – № 4. – С. 38-41. – EDN WCENXX. 

Смирнов Е.С. Роман (имярек) «Метро 2033» в перспективе поэтики постапокалиптической словесности XXI в. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013 

IX Всероссийская конференция «Молодёжь и наука», Секция «Литературная критика: история и современность»

Сазанов, В. В. Эсхатологические мотивы в романе Дмитрия Глуховского "Метро 2033" / В. В. Сазанов // Сибирский филологический форум. – 2019. – № 1(5). – С. 68-77. – EDN YVMBUT.

Зверев, А. «Когда пробьет последний час природы…» (Антиутопия. XX век) / А. Зверев // Вопросы литературы.-1989 - №1.-C. 26-69

Где нет старости и нет смерти. Вопрос один: не перестанет ли человек быть человеком, если ученые отменят смерть? Простите — не “если”, а “когда”.
«Роман “Будущее” – антиутопия, фантастический, рассказывающий о мире бессмертных людей. <…>. Жанр, скорее всего, будет определяться как нуар [о романе “Будущее”], причем настоящий нуар. Причем я всем говорил, что “Метро 2034” - нуар, но это лирическая поэма будет по сравнению с романом “Будущее”. Автор роман проводит эсхатологический мотив: будут ли люди нуждаться, если тело будет вечным.
Поскольку Глуховский медийный писатель, его часто упрекают в коммерции, но автор отрицает это: «Книга в очередной раз оформлена как бестселлер для масс-маркета. <…>. И жанрово она классическая антиутопия между Оруэллом и Замятиным, Берджессом и Брэдбери, но при этом большей степени вольности, чем эти классические произведения».