Формирование умения младших школьников работать с географической картой при организации проектной деятельности
Введение
Географические карты в современном мире встречаются не только в стенах учебных заведений. Они окружают человека повсюду, начиная с газет, журналов и научных статей, заканчивая документальными фильмами о путешествиях, исторических событиях и приложениями для навигации. Поэтому уметь пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как и уметь читать.
Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе – основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географической карты, информации, сконцентрированной на ней – одна из главных возможностей данной дисциплины. Карта является необходимым источником знаний при изучении природы, общества и его истории. Умение работать с картой, включающее ее чтение и анализ, сопоставление карт различного содержания, создание топографических планов местности и их моделей, – является одним из основных географических умений
Оглавление
Введение3
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с географической картой при организации проектной деятельности7
1.1Значение использования географических карт в процессе обучения младших школьников7
1.2Сущность картографических умений младшего школьника13
1.3Педагогические условия формирования умения младших школьников работать с географической картой при организации проектной деятельности17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с географической картой при организации проектной деятельности «Путешествие по карте алтайского края»23
2.1 Диагностика уровня сформированности у младших школьников умения работать с географической картой23
2.2 Проектирование процесса формирования у младших школьников умения работать с географической картой при организации проектной деятельности «Путешествие по карте Алтайского края»29
2.3 Контрольная диагностика уровня сформированности умения младших школьников работать с географической картой34
Заключение39
Список литературы42
Приложения45
Список литературы
1. Аквилева, Г. Н. Методика формирования умения читать карту / Г. Н. Аквилева // Начальная школа. – 2009. – №12. – С. 28–30.
2. Берлянт, А. М. Карта – второй язык географии : книга для учителя / А. М. Берлянт. – Москва : Просвещение, 1999. – 192 с.
3. Берлянт, А. М. Карта рассказывает : пособие для учителей / А. М. Берлянт. – Москва : Просвещение, 1998. – 144 с.
4. Берлянт, А. М. Картография / А. М. Берлянт. – Москва : Прогресс, 2001. – 265 с.
5. Берлянт, А. М. Практикум по картографии и картографическому черчению : общегеографические и тематические карты и атласы. Генерализация. Использование карт / А. М. Берлянт, Т. Г. Сваткова. – Москва : Издательство МГУ, 2000. – 125 с.
6. Берлянт, А. М. Картография : учебник для вузов / А. М. Берлянт. – Москва : Аспект Пресс, 2001. – 336 с.
7. Брызгалов, А. А. Взгляд на задачи преподавания географии вообще и на пропедевтический курс в особенности / А. А. Брызгалов. – Москва : Просвещение, 2001. – 187 с.
8. Буданов, В. П. Карта в преподавании географии / В. П. Буданов. – Москва : Аспект Пресс, 2006. – 156 с.
9. Востокова, А. В. Оформление карт / А. В. Востокова. – Москва : Издательство МГУ, 2005. – 200 с.
10. Голов, В. П. Средства географии и условия их эффективного использования : учебное пособие для вузов / В. П. Голов. – Москва : Просвещение, 1999. – 234 с.
11. Егоров, Н. И. План и карта : пособие для учителей / Н. И. Егоров. – Москва : Просвещение, 2003. – 143 с.
12. Заездный, Р. А. Графическая наглядность в преподавании предмета
«Окружающий мир» / Р. А. Заездный. – Москва : Прогресс, 2006. – 195 с.
13. Заруцкая, И. П. Организация работы младших школьников с контурной картой / И. П. Заруцкая, Т. Г. Сваткова. – Москва : Издательство МГУ, 1997. – 208 с.
14. Заславский, И. И. Карта на уроках географии / И. И. Заславский. – Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 234 с.
15. Зубович, В. Н. Приёмы работы с географической картой на уроках окружающего мира в начальной школе / В. Н. Зубович // Начальное образование, – 2009. – №1. – С. 37.
16. Картография : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под. ред. Г. Ю. Грюнберга. – Москва : Просвещение, 1997. – 368 с.
17. Колосова, Н. Н. Картография с основами топографии : учебное пособие для вузов / Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина. – Москва : Дрофа, 2006. – 272 с.
18. Комиссарова, Т. С. Картография с основами топографии / Т. С. Комиссарова. – Москва : Дрофа, 2006. – 272 с.
19. Куприн, А. М. Занимательная картография для младших школьников / А. М. Куприн. – Москва : Просвещение, 2005. – 191 с.
20. Куприн, А. М. Слово о карте / А. М. Куприн. – Москва : Недра, 2007. – 31 с.
21. Леонтьев, Н. Ф. Тематическая картография / Н. Ф. Леонтьев. – Москва : Наука, 1997. – 104 с.
22. Манина, Е. Е. Работа с картой на уроках окружающего мира / Е. Е. Манина // Урок. РФ : [сайт]. – 2022. – URL: https: // урок.рф /library / rabota_s_kartoj_na_urokah_203637.html (дата обращения: 03.04.2023).
23. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах : учебное пособие / А. В. Миронов. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
24. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – Москва : Высшая школа, 2004. – 512 с.
25. Поспелов, Е. М. Географические названия мира / Е. М. Поспелов. – Москва : Русские словари, 1998. – 372 с.
Первоначально работа с контурными картами проходит под непосредственным руководством учителя. На контурной карте необходимо научить находить нужные объекты, подписывать соответствующие названия, наносить формы рельефа, условные знаки полезных ископаемых. Учитель, показав объект на стенной карте, предлагает найти его на карте атласа. Затем учащиеся находят этот объект на контурной карте и отмечают его, после чего дети наносят его название. [3]
На этапе, когда учащиеся овладели умениями заполнять контурную карту, целесообразно использовать прием заселения контурной карты, который позволяет ученику проверить собственные знания, а учителю проконтролировать уровень освоения умений работать с географической картой.
После того, как школьники научатся читать карту, её можно использовать как источник информации. В начальных классах с этой целью карта применяется в основном при составлении характеристики природы на разных широтах нашей страны. Для этого часто применяется приём сравнения карт.
Более полезным методом стимулирования познавательного интереса к географической карте, по мнению Е. Е. Маниной, относится познавательная (дидактическая) игра, которая опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. В отличие от прямой постановки задачи, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы её решения являются учебными. [22]