Воспитание нравственных качеств школьников на уроках музыкальной литературы в детских музыкальных школах
ВВЕДЕНИЕ
Школа является основным звеном в системе нравственного воспитания подрастающего поколения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Гармоническое развитие младшего школьника зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания.
left000Мир искусства во всем своем многообразии видов и их функций формирует и организует сферу чувственного восприятия человеком окружающего мира. Выдающиеся педагоги и психологи К. Д. Ушинский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, И. Ф. Харламов первым и важнейшим объектом нравственного воспитания считали чувства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных
качеств у учащихся детских музыкальных школ…......................................6
1.1. Сущность понятий «нравственные качества», «нравственное воспитание», его цель и задачи…………………………………………………..6
1.2. Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе………………………………………………………………………….14
1.3. Педагогические условия формирования нравственных качеств школьников на уроках музыкальной литературы в детских музыкальных школах……………………………………………………………………………17
1.4. Эффективность уроков музыкальной литературы в воспитании нравственных качеств школьников…………………………………………….25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….30
Глава 2. Практические основы формирования нравственных качеств школьников на уроках музыкальной литературы………………………...32
2.1. Педагогический эксперимент………………………………………..32
2.2. Анализ и обобщение результатов исследования…………………...39
2.3. Методические рекомендации по воспитанию нравственных
качеств школьников………………………………………………………..........41
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………...........46
Список использованной литературы………………………………………..47
Приложение……………………………………………………………..............51
1. Абдуллин, Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. – 368 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
4. Апраксина О.А. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
5. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 2000. – 275 с.
6. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2. - с. 10-12.
7. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. - 2008. - №9. с. 4-6.
8. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие / Л.А. Безбородова, Ю.М. Алиев. Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2014. - 512 с.
9. Бездухов, А.В. Нравственно-педагогическое взаимодействие как форма существования морального пространства педагогической деятельности./ А.В. Бездухов // «Актуальные проблемы педагогических и психологических наук»: материалы международной заочной науч.-практич. конф. Ч I. -Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 146 с.
10. Бессарабова, И.С. Проблема духовного воспитания учащихся/ И.С. Бессарабова // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - с. 2-4.
11. Бечак, Б.А. Воспитание искусством./ Б.А. Бечак. - М.: Просвещение, 1981. - 234 с.
12. Божович, Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе/Л. И. Божович, Т. Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - 464 с.
13. Бодина Е.А. Функционально-структурная характеристика нравственно-воспитательного воздействия музыки/ Бодина Е.А.// Педагогика искусства №2. 2012. – с. 102-109.
14. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитани
Применительно к нашему исследованию мы будем понимать педагогические условия как совокупность необходимых мер, способствующих успешному формированию нравственных качеств школьников.
Т.Е. Конникова выделяет два основных условия успешности нравственного воспитания школьников:
1. атмосферу коллективной жизни, общности стремлений к общественно ценным целям деятельности;
2. идейное морально-политическое воспитание, систематическая работа по воспитанию у школьников мировоззрения, убеждений.
Нравственные ценности в процессе воспитания должны присутствовать на уровнях знаний о них, эмоционального восприятия и переживания [26, с. 54 ].
По мнению З.И. Васильевой, знания о нравственности и нравственном характере социального поведения людей в различных социальных условиях обогатят личный опыт ребенка, раздвинут его границы, помогут понять нравственный смысл не только личного опыта