Особенности использования блоков Дьенеша в развитии детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Дошкольное детство - один из важнейших этапов развития человека, наиболее активный период в развитии психических процессов. В дошкольном возрасте улучшается работа всех анализаторов, происходит развитие отдельных участков кары головного мозга, установление связей между ними, что помогает создать благоприятные условия для начала формирования у ребенка памяти, языка, внимания, воображения и мышления. При этом, необходимо учитывать условия для правильно организованного учебного процесса с использованием научно проверенных методик, учитывающих особенности восприятия ребенка. В ФГОС ДО сказано, что «…образовательная программа должна обеспечивать когнитивное развитие ребенка», которое, в частности, заключается в формировании первичных представлений о свойствах и отношениях предметов в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
1 Теоретические основы изучения проблемы математического развития детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша 7
1.1 Особенности и условия математического развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Анализ требований ФГОС и программ дошкольного образования. 11
1.3 Методические основы и особенности использования логических блоков Дьенеша на занятиях по математическому развитию дошкольников 16
2. Портфолио результатов образовательной деятельности 22
2.1 Методические разработки: технологическая карта занятия 22
2.2 Сопутствующие материалы вспомогательного характера 27
2.3 Описание результатов реализации образовательной работы 28
Заключение 39
Список литературы 32
Список литературы
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (альбом). - Москва: Гостехиздат, 2015. - 919 c.
- Гончарова, З. С. Повышение познавательной активностидошкольников к математическому развитию на основе использованиядидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) [Текст] /З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125-128.
- Ильясова К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый [Текст]. — 2015. — №22.4. — С. 35-40.
- Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2018. – 32 с. –(Математические ступеньки)
- Мак-Гован, Дайана Играем в математику! / Дайана Мак-Гован , Марк Шрутен. - М.: Попурри, 2016. - 100 c.
- Методика использования блоков Дьенеша [Электронный ресурс].– Режим доступа:https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23287, свободный
- Методические рекомендации по блокам Дьенеша [Электронный ресурс].– Режим доступа:http://sewskazka39.ucoz.ru/graffiti/, свободный
- Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников:игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера[Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – СПб.: ООО «Издательство71«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 – 128 с., ил. – (Методический комплект программы«Детство»).
- Н.Дедулевич, М. Играй - не зевай. Подвижные игры с дошкольниками / М. Н.Дедулевич. - М.: Просвещение, 2016. - 300 c.
- Научная работа «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс].– Режим доступа:https://infourok.ru/-2187019.html, свободный
- Новикова, В. П. Математика в детском саду. [Текст] / В. П. Новикова, М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 48 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа. [Текст] / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
- под ред.А. В.Запорожца, А.П.Усовой. – М.: Просвещение, 2016. – 164 с.
- Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] /
- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада [Текст]: / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с.
- Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. - сост. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. [Текст]. – Екатеринбург: ИРО, 2014. – 199с
Под математическим развитием дошкольников понимается процесс качественных изменений интеллектуального развития, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и представлений. На основании исследований Е.И. Щербаковой под математическим развитием дошкольников понимается изменение и изменение познавательной деятельности человека, возникающие в результате развития математических понятий и связанных с ними логических операций.
В процессе обучения математике детей дошкольного возраста совершенствуются познавательные психические процессы (восприятие, мышление, память, речь, внимание, воображение), формируются приемы и методы интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация, и др.), у детей начинают формироваться математические навыки.