Изучение системы образов романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" в школе

Скачать диплом с рассмотрением систему уроков по изучению романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы; разработать элективный курс, в который будет входить изучение творчества М.А. Булгакова.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.09.2024
Объем файла
169 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

введением новых стандартов появилась необходимость обращения к новым, нетрадиционным подходам и методам изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», но традиционные методы и приемы являются основой для изучения романа в современной школе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что роман М.А. Булгакова – явление новое и сложное для методики преподавания литературы. Учитель должен направить учеников и помочь им раскрыть основные смыслы и пласты романа. Зачастую в учебно-методическом плане возникают трудности при разработке урока и его преподнесении детям, учителям недостаёт методических пособий по изучению романа «Мастер и Маргарита».
Степень изученности проблемы исследования. О М.А. Булгакове как в России, так и в Европе написано значительное количество книг и статей. Основное внимание исследователей концентрируется на философской значимости романа, его глубине, а также на анализе главных героев столь сложного в жанрово-композиционном плане.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. Поэтика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 6

1.1. История создания и публикации романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 6

1.2. Проблема жанра булгаковского романа 16

1.3. Композиционная структура романа 28

1.4. Система персонажей и смысл её построения 32

ГЛАВА 2. Методические рекомендации по изучению романа в школе 40

2.1. Особенности методики изучения эпического произведения в школе 40

2.2. Анализ систем уроков по изучению романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», представленных в различных рабочих программах 45

2.3. Разработка системы уроков, элективного курса, включающего в себя изучение творчества М.А. Булгакова 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Акимов, В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады / В.М. Акимов. - М.: Нар. образование, 1995.
2.Белозерская-Булгакова О, мёд воспоминаний / Белозерская-Булгакова, Л.Е. – Ардис, 1979. – 133 c.
3.Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т. – М., 1989–1990. Т. 5.
4.Булгакова, Е. Воспоминания о Михаиле Булгакове: сборник / Е. Булгакова, С. А. Ляндрес – М.: Сов. писатель, 1988. – 526 c.
5.Булгакова, Е.С. Дневник Елены Булгаковой / Е.С. Булгакова. - М.: Книжная палата, 1990. – 440 с.
6.В мире литературы. 11 класс: Учеб. для образоват. учреждений гуманитар. профиля / [А. Г. Кутузов и др.]; Под общ. ред. А. Г. Кутузова. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2004.
7.Варламов А. Н. Михаил Булгаков / Алексей Варламов. – М.: Мол. гвардия, 2008. – 838, [3] с., [16] л. ил., портр. ; 21 см. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ серия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким; Вып. 1339 (1139)). 8.Виноградов И. Завещание мастера // Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики. Литературно-критические статьи. – М., 1987.
9.Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М., 1991. – 222 с.
10.Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. 1988. – № 10. – С. 96-106; № 11. – С. 88-96; № 12. – С. 105-113; 1989. – № 1.
11.Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. – М., 1994.
12.Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. 1952. – Т. 11.
13.Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методол. очерки о методике / Г. А. Гуковский. - Тула: Автограф, 2000. – 222 с.
14.Золотоносов М. Родись второрожденьем тайным // Вопр. литературы. – 1989. – № 4. – С. 149-182.
15.Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. (Вокруг «Мастера и Маргариты» М.Булгакова): Уч. пособие. – Кемерово, 1988. – 83 с.
 

Модель Москвы, представленная перед нами, почти полностью отражает социальный спектр советского общества.
Хотя в романе Булгакова присутствует исторический сюжет, он не подчиняется традиционным канонам исторического жанра. В отличие от классических русских исторических романов, где история используется для анализа и осмысления эпохи, Булгаков не придерживается стандартного подхода к этому жанру, который был первоначально предложен Пушкиным, опиравшимся, в свою очередь, на сформулированный Карамзиным принцип о том, что «настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее; одно другим, так сказать, дополняется и в связи представляется мыслям яснее» [16, c. 43]. Это утверждение указывает на появление в общественном сознании принципов исторического мышления в качестве одного из ключевых интеллектуальных достижений конца XVIII века.