Роль поощрения и наказания в нравственном воспитании
ВведениеПроблема воздействия на ребёнка для достижения от него желаемого поведения является одной из самых ключевых проблем современной педагогики, хотя и уходит корнями в историческое прошлое.
В истории человечества важнейшей составной частью воспитания новых поколений людей было и остается нравственное воспитание. Многие науки пытаются со своих специфических позиций раскрыть те или иные особенности нравственного воспитания. Вопросы нравственного воспитания молодого поколения можно назвать вечными, так как они связаны с нравственной сущностью человека. Это обстоятельство побуждает ученых-педагогов постоянно вести научное исследование тех или иных сторон нравственного воспитания, определять методы, средства и приемы.
Поощрение и наказание как методы нравственного воспитания являются одними из самых древних. Несмотря на это, они по сей день актуальны и присутствуют во всех элементах воспитания.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания 5
1.1. Сущность понятия нравственное воспитание, его цели и задачи 5
1.2. Формы и методы нравственного воспитания обучающихся 10
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Применение методов поощрения и наказания в процессе нравственного воспитания школьников 20
2.1. Виды и классификация поощрения и наказания 20
2.2. Поощрение и наказание как средство нравственного воспитания 24
Выводы по 2 главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
Список использованных источниковАзаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. – М.: Эксмо, 2018. – 384 c.
Багирова, Ф. Р. Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников / Ф. Р. Багирова. // Молодой ученый. –2017.– № 14.1 . –С. 11-14. – URL: https://moluch.ru/archive/148/42029/ (дата обращения: 10.03.2023).
Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М., 2011. С. 15–19.
Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1975. – 254 с.
Вальцев, С.В. Являются ли психические потребности духовными? // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 7. С. 8-10.
Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу. М.: Питер, 2009. – 240 с.
Гринёва, Е.А. Нравственное воспитание школьников: сущность базовых понятий / Е.А. Гринёва // Современное образование: приоритетные направления в теории и практике.: материалы VI международной научно-практической конференции: М.: МПГУ, - 2014. – С.68 -74
Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие / Е.А. Дубровская – М.: Юрайт, 2020. – 180 с.
Козьяков, Р.В. Психология и педагогика / Р.В. Козьяков – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2013. – 727 с.
Канке, В.А. Теория обучения и воспитания / В.А. Канке – М.: Юрайт, 2018. - 298 с.
Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский ; пер. с лат. : А. Адольфа и С. Любомудрова // Хрестоматия по истории педагогики : учеб. пособие для пед. вузов / сост. И. Ф. Свадковский. – 3-е изд. – Москва, 1938. – Т. 1. – С. 172–229.
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева –М.: Academia, 2018. – 640 c.
Минаева, В.С. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. С. Минаева, Л.Г. Стрелкова. – Дошкольное воспитание, 2003. – 20 с.
С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания.
Современное толкование нравственности в словаре С.И. Ожегова таково: «Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» [15, с. 201].
И.С. Марьенко обозначил нравстенность как «неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д. [24, с. 102]»
В современных трудах ученые также выделяют важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях использовали термин «нравственное воспитание» в более узком значении — как обучение нормам общественного приличия. Здесь идёт речь о принятых в данной культуре видов поведения индивида в разных жизненных ситуациях. Нравственные правила приучают человека смотреть на себя со стороны и вырабатывать уважение к себе и другим. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью ещё нельзя назвать нравственностью, но является необходимой ее составляющей.