Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе
ВВЕДЕНИЕ
В педагогической и психологической науке принято считать, что основным критерием успешности обучения являются сформированные универсальные учебные действия, которые имеют существенный приоритет над узконаправленными предметными знаниями, умениями и навыками.
Концепция развития универсальных учебных действий (далее УУД) не исключая и познавательных УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода, который нашел отражение и реализацию в трудах таких авторов как А.Г. Асмолов, А.Н. Сухов, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др. раскрывающих организацию учебного процесса, в котором главенствующую роль занимает активная и разносторонняя, самостоятельная познавательная деятельность младшего школьника.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1: Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения предмету «Окружающий мир»
1.1 Сущность понятия “познавательные универсальные учебные действия” в педагогике
2.1 Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
3.1 Условия формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальных классах
4.1 Анализ содержания программы «Школа России» по предмету окружающий мир с точки зрения формирования познавательных УУД.
Глава 2: Экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир»
2.1 Изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников
2.2 Проектирование и организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
3.3 Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы.
Заключение
Библиографический список
Приложения
СПИСОКАндреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 1996, - 568 с.
Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - М.: Исслед. центр пробл. кач. подготов. спец., 2005. - 104 с.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бкрменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №3. - 20-25с.
Бунеев Р. Н. Познавательные УУД. / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Горячев А. В., Данилов Д. Д., Козлова С. А., Петрова Л. Н., Пронина О. В., Рубин А. Г., Чиндилова О. В.// Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования: сб. статей. - М.: Баласс, 2012. - С.48.
Бунеева, Е.В., Чиндилова, О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования / Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. - 2011.- №3. - С. 1-3.
Вахрушев А.А., Программа личностного развития и формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100») / А.А. Вахрушев,
А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова - М., 2011. - 35 с.
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. - 2007. - №19. - С. 14-18
Однажды растения и животные поссорились и решили жить отдельно. Как вы думаете, что из этого получится? Могут ли растения и животные жить отдельно друг от друга?
Рассмотрите растения. К какому природному сообществу они относятся? Подумайте, почему у луговых трав листья узкие и длинные? Почему одни растут ниже, другие - выше? (Виноградова, 2012).
Можно ли считать чудом изобретения человека, представленные на этих рисунках (телескоп, фотоаппарат, телевизор, ноутбук)? Объясните ваше мнение.
Подтверди или опровергни высказывание: С помощью кожи наш организм ощущает изменения во внешней среде, и мы чувствуем жару, холод, боль. Благодаря этому мы можем приспосабливаться к различным условиям жизни: одеваться теплее, когда холодно, избегать острых предметов и других опасностей.