Особенности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Скачать диплом с рассмотрением особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.09.2024
Объем файла
4017 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1360 руб.
1700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Развитие лексики играет существенную роль в развитии познавательной деятельности ребенка, а также данный процесс важен для формирования навыков чтения, письма и успешного обучения в школе. Нарушения речи у дошкольников с задержкой психического развития (далее – ЗПР) является одной из актуальных проблем логопедии, потому что эта форма психического формирования и развития речи ребёнка в настоящее время значительно распространена. Из этого следует, что логопедия нуждается в теории и практике коррекционного обучения и воспитания названной категории детей.
Алексеева М.М. и Яшина В.И. развитие словаря понимают как «длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умений использовать их в конкретных условиях общения» [1, с. 89]. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 6

1.1. Лексическая сторона речи дошкольников, её характеристика 6

1.2. Особенности формирования лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития 9

1.3. Подходы к диагностике и коррекции 12

Выводы по первой главе 15

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 16

2.1. Цель, задачи организация констатирующего эксперимента 16

2.2. Анализ результатов констатирующегго эксперимента 23

Выводы по второй главе 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Приложение 1 34

Приложение 2 44

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. – Текст: непосредственный.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. – 256 с. – Текст: непосредственный.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник  /  Под редакцией Н.С. Валгиной. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с. – Текст: непосредственный.

4. Вольфовская, А.Д. Сравнительный анализ развития лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития / А.Д. Вольфовская: –  СПБ: Специальное образование, 2016 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-razvitiya-leksiki-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-i-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (Дата обращения: 15.10.2022)  – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

5. Ворошнина, Л. В.  Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы: практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. –  2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 302 с. – URL:  https://urait.ru/bcode/493953  (Дата обращения: 15.10.2022) –  Режим доступа: по подписке  –  Текст: электронный.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – Текст: непосредственный.

7. Городилова, С. А. Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития / С. А. Городилова, Е. М. Гагарская. –  Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета: науч. журн. –  2020. –  N 2. –  С. 54-58. – Текст: непосредственный.

8. Глухов В. П, Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: АСТ, Астрель; Москва; 2007. – Текст: непосредственный

9. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у младших школьников с ЗПР/ Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия.- 2006.-№ 4. – С. 57-60. – Текст: непосредственный

10. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 с. – Текст: непосредственный.

11. Лапчинская, И. В. Дидактические игры как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / И. В. Лапчинская, Л.А. Алтаева  // Инновационные тенденции модернизации педагогического образования в условиях глобализации: Сб. материалов Международного научно-практического форума / под редакцией Д.Н. Корнеева, Н.Ю. Корнеевой, М.В. Кожевникова, И.В. Лапчинской –  2022 – С. 388-391 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48951408 (дата обращения: 15.10.2022) – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.


По мнению академика А.А. Леонтьева: «Речь не есть простая вербализация, подыскивание и наклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям; это творческая интеллектуальная деятельность, включенная в общую систему психической и иной деятельности человека. Это решение задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться и с опорой на язык». Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми [12, с. 118].
Выводы по первой главеПод лексической стороной речи понимают набор слов, который характеризуется объёмом и составом частей речи. Словарь бывает предметный, глагольный, атрибутивный, словарь местоимений, наречий и предлогов. Каждый вид словаря ребёнок усваивает в зависимости от того, на каком возрастном этапе он находится, в зависимости от уровня речевого развития.