Разработка курса внеучебной деятельности «занимательная геометрия» как средство развития познавательного интереса у обучающихся 8 класса
Введение.
Великий итальянский ученый – физик, астроном, механик – Галилео Галилей (1564-1642) говорил: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать» [68].
Актуальность исследования обуславливается тем, что каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. А именно понижается познавательный интерес учащихся к такому предмету как геометрия. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, развитию познавательного интереса.
Перед общеобразовательной школой стоит задача гарантировать разностороннее развитие обучающихся. Производительность учебного процесса достигнет в случае, если у школьников будет развит познавательный интерес к учению. Интерес считается одним из неизменных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности.
Содержание
Введение…….……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КУРСА ПО ГЕОМЕТРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………...……………………………….8
1.1 Понятие познавательного интереса, его структура и функции…………..8
1.2 Особенности развития познавательного интереса у обучающихся основной школы во внеурочной деятельности по геометрии ………..…………27
1.3 Методические рекомендации по разработке курса по геометрии, направленные на развитие познавательного интереса у обучающихся основной школы………………………………………………………………………….……35
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ», НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ….......…42
2.1. Программа кружка «Занимательная геометрия» для учащихся 8 класса…………………………………………………………………………..……42
2.2. Методическое обеспечение кружка «Занимательная геометрия» для учащихся 8 класса…….…………………………………………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы………………………………….71
Заключение…………………………………...…………………………………85
Список литературы……...……………………………...………………………87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе: коллектив. моногр. [Текст] / И.М. Смирнова [и др.]. – М.: Прометей, 2017. – 238 с.: табл.
Александров, И.И. Сборник геометрических задач на построение (с решениями) [Текст] / И.И. Александров. - Москва: Мир, 2017. - 967 c.
Арутюнян, Г.В. Элементарная геометрия [Текст] / Г.В. Арутюнян. - М.: Московский Государственный Технический Университет (МГТУ) имени Н.Э. Баумана, 2010. - 950 c.
Арсенина, Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11 классах / Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 155.
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – Л.: Нева, 2009. – 157 с.
Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников / Л.В. Байбородова // Народное образование. - 2018. - № 1. - С. 227-233.
Барсукова, Н. Л. Карта успеха. Внеурочная деятельность – старт к достижению успеха [Текст] / Н. Л. Барсукова // Классный руководитель. - 2017. - № 4. -С. 67-72.
Бардаханов П.Ф. О развитии познавательной активности учащихся: Из опыта работы учителей школ Бурятии / Бардаханов П.Ф.,; Г.Ц. Молонов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. - 101 с.
Борисова, З.Н. Методическое обеспечение образовательного процесса: учебно-методическое пособие / З. Н. Борисова; М-во образования Респ. Саха (Якутия), МБОУ СПО "Вилюй. пед. колледж им. Н. Г. Чернышевского". - Якутск: Алаас, 2017. - 231, [1] с.Борисова, Е. В. Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2020 – 12-19.
Вдовина Н. С. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональных образовательных организаций на основе оптимального сочетания средств обучения: Автореф… дис. канд. пед. наук — Барнаул: АГУ, 2020.
Волчкевич, М. А. Уроки геометрии в задачах. 7-8 класс [Текст] / М.А. Волчкевич. - М.: МЦНМО, 2016. - 208 c.
Чтобы разрешить эту проблему, можно провести кружок по геометрии.
После проведения эксперимента в Мегино-Алданской средней общеобразовательной школе выделили следующие возможности математического кружка на уроках геометрии, способствующих развитию познавательных интересов школьников:
-Процесс обучения становится более интересным и увлекательным из-за различных методов обучения, заданий, игр, конкурсов, выездов и т.д.;
-Поддержка мотивации обучающихся;
-Направленность на познавательные мотивы обучаемого, которые способствуют устойчивой активности обучающихся и повышают эффективность процесса обучения;
-Участие в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах;
-Возможность по-разному, свободно представить изучаемый материал;