Развитие исследовательских компетенций обучающихся 8 класса средствами геоэкологического кружка
Введение
Актуальность. Социальные преобразования российского общества, которые характеризуются существенными изменениями всех сторон жизни человека, определяют необходимость преобразования школьного образования с целью формирования у обучающихся потребности и готовности к творческому решению возникающих проблем на основе непрерывного образования. Современный обучающийся находится в реалиях постоянно меняющейся действительности и познавательных задач, должен занимать позицию исследователя. В этих условиях актуальным становиться развитие исследовательских компетенций обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС) определяет результат образования через развитие личностных характеристик обучающихся, включающих владение методами научного познания окружающего мира, знания о котором получаются в результате осуществления учебно-исследовательской, проектной и информационно-поисковой деятельности. Особую значимость в структур
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских компетенций обучающихся 8 класса…………………………………………………………………6
1.1. Педагого-педагогический основы развития исследовательских компетенций обучающихся …………………………………………………………………………..6
1.2.Пути формирования исследовательских компетенций обучающихся 8 классов…………………………………………………………………………………16
1.3. Технологии построения кружковой работы…………………………………...20
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Методические особенности развития исследовательских компетенций обучающихся 8 класса посредством геоэкологического кружка ………………... 30
2.1. Методологическая система развития исследовательских компетенций обучающихся 8 класса средствами геоэкологического кружка……………………33
2.2. Методические условия формировании исследовательской компетентности обучающихся 8 класса в курсе «Геоэкологический мониторинг лесопарка Щёлоковский хутор»……………….37
2.3. Методические рекомендации реализации кружка «Геоэкологический мониторинг лесопарка Щелоковский хутор»……………………………………….41
2.4. Педагогический эксперимент……………………………………………………46
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………………51
Список используемой литературы…………………………………………………..54
Приложения……………………………………………………………………………57
Список используемой литературы:
1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.,1984 - 124 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 2 / И.Андреев. - Казань. 1998. - 563 с.
3. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1990.- 159 с4.Баринова, И.И. География России: Природа: Учебник для 8 кл. / И.И. Баринова. - М., 1998. - 287 с.
5. Баринова, И.И., Раковская, Э.М. География: природа России: Учебник для 8 кл. / И.И. Баринова, Э.М. Раковская. - М., 1994. - 312 с.
6. Баринова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988.- 157 с.
7. Баринова, И.И., Бондарев, А.Г. Школьное географическое образование и географическая культура // География и культура. Сборник материалов к IX съезду Географического общества / И.И. Баринова, А.Г. Бондарев. - Л.: ГО СССР. СССР, 1990. - С. 21-24.
8. Барков, A.C. Вопросы методики и истории географии / A.C. Барков. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 236 с9. Баранский, H.H. Страноведение и география физическая и экономическая / H.H. Баранский // Избранные труды. Научные принципы географии. - М.: Просвещение, 1980. - 466 с.
10. Баранский, H.H. Методика преподавания экономической географии. 2-е издание, переработанное / H.H. Баранский. - М.: Просвещение, 1990. - 303с.
11. Бачинский, Г. А. Геоэкология как область соприкосновения географии и социологии /Г.А. Бачинский // Известия ВГО. Т. 126. - 1994. №1 - С. 31-39.
12.Белова, C.B. Диалог основа профессии педагога: Учебно- методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2002. - 148с.
13.Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С, Обухова. - Ижевск, 2007. - 64с
14.Блауберг,
Анализ научно-географических, психолого-педагогических и методических исследований по проблеме развития исследовательских компетенций обучающихся 8 класса средствами геоэкологического кружка позволил сформулировать ряд выводов:
1. Αнализ географической и геокологической литературы выявил, что геоэкология отражает процесс экологизации географической науки, развивая её культурно-экологический потенциал. На данный момент совершенно точно понятно, что геоэкология - наука о «компромиссах» и «сотворчестве» человека и природы. Современная геоэкология обладает огромным мировоззренческим потенциалом, который реализуется в познавательной модели «сотворчества» человека и природы. Πримером данной модели выступает современный ландшафт.
2.Β психологической и педагогической науке выявлена сущность таких понятий как «компетенция», «компетентность», «исследовательская компетентность». В своей работе мы выяснили, что компетен