Использование дидактических игр при формировании фонематического слуха у старших дошкольников с функциональной дислалией

Скачать отлично выполненную курсовую работу на тему: "Использование дидактических игр при формировании фонематического слуха у старших дошкольников с функциональной дислалией". В которой изучена научно-методическая литература о закономерностях формирования фонематического слуха у старших дошкольников с функциональной дислалией. Изучены принципы, организация и методика логопедического обследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. В работу также включено объемное приложение по теме исследования.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
22.09.2024
Объем файла
2666 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Благодаря речи мы можем озвучивать свои мысли, передавать информацию и опыт, обсуждать свои действия и отвечать за свои поступки. Одной из необходимых основ и орудием человеческого мышления является способность человека к речи. Речевые навыки, такие как синтез, анализ, сравнение, обобщение, формируются и развиваются по мере того, как ребенок овладевает речевыми навыками.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с дислалией. Она встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1 – 2 класса) и у 1% детей старших возрастов.
Ранее функциональная дислалия изучалась такими людьми, как Волковой Л. С., Шаховской С.Н., Грибовой О. Е., Стребелева Е. А и другими. Но несмотря на то, что функциональная дислалия изучалась ранее рядом ученых, проблема фонематического слуха у старших дошкольников с функциональной дислалией до сих

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Онтогенез звукопроизношения у детей в норме 6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с функциональной дислалией 11

1.3. Нарушение фонематического слуха у старших дошкольников с функциональной дислалией 19

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ 25

2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста 25

2.2. Методика обследования артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста 29

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ 33

3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с функциональной дислалией 33

3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонематического слуха с использованием дидактических игр у старших дошкольников с функциональной дислалией 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Протокол обследования звукопроизношения по 

Н.М. Трубниковой 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата артикуляционного аппарата 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Обследование мимической мускулатуры 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Обследование звукового анализа слова 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Игры, направленные на коррекцию свистящих звуков 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Игры, направленные на коррекцию шипящих звуков 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Игры, направленные на коррекцию ротовых сонорных звуков 59

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Ахметзянова А.И., Болтакова Н.И., Нигматуллина И.А., Корнийченко Т.Ю., Суздальцева Л.Н., Файзрахманова А.Т. Основы логопедии: учебное пособие / – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 175 с.
Беккер Н. П., Совак М. . ЛОГОПЕДИЯ: Перевод с немецкого Барышниковой Г. В. Под редакцией проф. Власовой Н. А. ил. МОСКВА «МЕДИЦИНА» 1981 г. – 288 с.
Болтакова Н. И. Теоретические основы логопедии. Дислалия: Краткий конспект лекций, Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 69 с.
Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
Волкова Г. А. Логопедия: учебник для вузов – 365 с.
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Габьева. Л. Л. Логопедагогика. Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. - 92 с.
Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов – М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).
Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
Игошина В. О. «Дидактическая игра Веселые малыши»
Жарова В. А. Дислалия. Часть I. Теоретические основы дислалии: методическое пособие / сост. В.А. Жарова, Е.С. Теплякова; под общ. ред. В.А. Жаровой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 75 с.
Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.- метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда, оригинал: М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
Корчагина В. Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации / В. Н. Корчагина, А. Е. Оксенчук. – Витебск: ВГУ П. М. Машер

Произвольная сфера. Она оценивает волевую готовность ребенка к обучению. Например, готов ли ребенок делать не только то, что ему хочется, но и того, что требует от него педагог.
Но есть дети, которые отличаются от нормы, это дети с функциональной дислалией. Поэтому, психолого-педагогические изучения выявили ряд отличительных признаков детей с функциональной дислалией. Таковыми признаками являются:
Искажение или смешение, замена произносящих фонем;
Неправильное воспитание речи;
Плохое развитие речевого аппарата;
Нарушение протекания нейрод