Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи на основе нейропсихологических методов
Введение
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи как локального, так и системного характера [Бурлакова, 2021, с.88]. На этот процесс оказывает влияние такие факторы, как ухудшение экологической и социальной обстановки в обществе, улучшение методов выхаживания глубоко недоношенных детей и детей после родовых осложнений.
Такие исследователи, как Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина и др. в своих работах доказывают, что часто причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых трех лет жизни ребёнка.
Известно, что даже минимальные мозговые дисфункции неизбежно ведут к нарушению в развитии высших психических функций, включая речь. По данным С.Ю. Бениловой, негативное воздействие на развитие плода в антенатальный, интранатальный и постнатальный период приводят к нарушению речевых функций у детей в
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование содержания логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе нейропсихологических методов 7
1.1 Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста как предмет научных исследований 7
1.2 Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16
1.3 Нейропсихологические методы в коррекции речевых нарушений 23
1.4 Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на основе нейропсихологических методов 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Исследование эффективности содержания логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на основе нейропсихологических методов 37
2.1 Анализ диагностических методик по выявлению уровня сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 37
2.2 Обследование звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 40
2.3 Организация и проведение логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с применением нейропсихологических методов 47
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования 63
Выводы по главе 2 70
Заключение 72
Библиографический список 77
Приложение 82
Библиографический список
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили / Под ред. Л. С. Цветковой. Воронеж, 2010. 375 с.
2. Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахултина, Н.М. Пылаева. П., 2018. 310с.
3. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т.В. Ахултина. СПб, Лань, 2011. 185 с.
4. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 270 с.
5. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: теоретические положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи: методы диагностики и коррекции: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. М.: Наука, 2017. 264 с.
6. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. М.: Академия, 2014. 272 с.
7. Глозман, Ж.М., Потанина, А.Ю., Соболева, А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. СПб.: Питер, 2010. 80 с.
8. Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Учебное пособие / В.П. Глухов. М.: Секачев В.Ю., 2015. 256 c.
9. Грецкая, Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой / Ю.П.Грецкая // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. - С. 37-39.
10. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. Москва: Машиностроение, 2016. 202 c.
11. Дубровина, Т. И. Особенности мнестических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 9. С. 156–160.
12. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / И.В. Дубровина. М.: Питер, 2019 г. 520 стр.
13. Захаров, В.В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения. [Электронный ресурс]. URL: http://medi.ru/doc (дата обращения: 11.03.2023).
14. Зубарева, Л.В. Коррекция письма на уроках: практ. задания и упр. / Л.В. Зубарева. Волгоград: Учитель, 2014. 86 с.
15. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс]: сборник аналитических и научно-методических материалов/ Л.Ф. Холоднова [и др.]. М.: Московский городской педагогический университет, 2011. 90 c.
16. Иншакова, О.Б., Иншакова
Причем в тех случаях, когда два согласных встречались на стыке двух слогов («спички», «туфли»), ошибок было намного меньше, что скорее всего связано с тем, что, с точки зрения лингвистики, данная позиция, как правило, не является стечением, согласные распределяются между соседними слогами.
Также исследователи называют следующие типы ошибок [Мастюкова, 2012, с.49]:
1) на уровне слоговой наполняемости слов дети в основном могут пропускать слоги (черепаха – «чепаха», милиционер – «мицинер»); переставляли слоги (помидор – «миподор»);
2) на уровне звуковой наполняемости слов могут быть допущены следующие ошибки: - пропуск согласных звуков в стечении (шахматы – «шаматы», космонавт – «космонат», спички – «пички»); - добавление гласного звука при стечении согласных (туфли – туфали, пустышка – пусатышка, сапожник – сапоженик); - замены звуков, связанные с предвосхищением (антиципацией) (морковка – «корковка») или, наоборот, с застреванием (персеверацией) на одном