Факторы профессионального самоопределения старшеклассников сельских и городских школ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Юношеский возраст – это период личностного и профессионального самоопределения личности, который характеризуется появлением психических новообразований, необходимых в планировании своего будущего, а также в прогнозировании своей социальной активности. Одной из задач юношеского возраста является реалистический выбор профессии.
Профессиональное самоопределение выступает предметом исследований следующих авторов: И.В. Дубровина, Ю.П. Поваренков, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.В. Кузнецова и др. В своих работах авторы исследовали теоретические основы вопроса профессионального самоопределения (понятие, структуру, сущность и др.). Факторы профессионального самоопределения старшеклассников изучали Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Л.Н. Архипова и др. Факторы профессионального самоопределения старшеклассников сельских и городских школ мало изучены.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...………………..…...5
1.1. Теоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения……………………………………………………………….....5
1.2. Психологические особенности старшеклассников…………………..9
1.3. Современные исследования факторов профессионального самоопределения старшеклассников сельских и городских школ………………………………………………………………..……...……..12
Выводы по главе 1……………………………………..…………………………17
ГЛАВА 2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников сельских и городских школ………………………………..20
2.1. Процедура и методы эмпирического исследования……………………………………………………………………..20
2.2. Содержание профессионального самоопределения старшеклассников сельских и городских школ…………………………………21
2.3. Выраженность факторов профессионального самоопределения старшеклассников сельских и городских школ ………………………………..27
2.4. Взаимосвязь компонентов и факторов профессионального самоопределения старшеклассников сельских и городских школ……………30
Выводы по главе 2……………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК ………………………………………...…..37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..40
СПИСОК
1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1977. - 224 с.
2. Абульханова-Славская, А.К. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 230 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - 248 с.
4. Ансимова, Н.П. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи / Н.П. Ансимова, Н.В. Кузнецова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 119 с.
5. Архипова Л.А. ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov (дата обращения: 05.09.2022).
6. Ахметова Язглем Мубаракшевна, Мухаметзянова Лилия Касымовна Факторы влияния на выбор профессии у старшеклассников (на примере Республики Татарстан) // Теория и практика общественного развития. 2014. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyaniya-na-vybor-professii-u-starsheklassnikov-na-primere-respubliki-tatarstan (дата обращения: 05.09.2022).
7. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006. - 240 с. (с. 65 - 70)
8. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. ... докт. психол. наук / Е.М. Борисова. - М., 1995. - 389 с.
9. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с. (с. 7 - 9)
10. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопр. психол. – 1994. – № 3. – С. 43–54.
11. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
12. Головаха, Е.И. Профессиональное самоопределение и жизненная перспектива молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. – Киев: Наукова думка, 1988. – 142 с.
Обратимся к результатам анкеты, которая была разработана нами в соответствии с основными факторами профессионального самоопределения по модели Е.А. Климова (см. таблицу 3, рис. 3). Результаты диагностики испытуемых сельской школы представлены в приложении 7. Результаты диагностики испытуемых городской школы представлены в приложении 8.
В результате анкетирования мы обнаружили, что для сельских старшеклассников при выборе профессии наиболее важны такие факторы как интересы, способности, жизненный план, востребованность профессии, информированность профессии. В меньшей степени сельские школьники учитывают следующие факторы: позицию одноклассников, друзей и сверстников; позицию родителей; престижность профессии.
Для городских школьников при выборе профессии важны такие факторы как престижность профессии, способности, жизненный план, позиция родителей, информированность о профессии. В меньшей степени – интересы, востребованность профессии, позиция одноклассников, друзей и сверстников.