Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников средствами мультфильмов
Введение
Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника является актуальной проблемой двадцать первого века.
На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовно-нравственными. Вследствие этого, у современного школьника отмечается безнравственное отношение к окружающему его миру. Его духовное развитие находится в пределах среднего, либо низкого уровнях. Интерес к культуре и художественной литературе младших школьников стремительно падает. Свободное от учёбы время учащиеся проводят с наименьшей пользой для себя и своего развития. Это времяпрепровождение занимают различные компьютерные игры и развлекательные телепередачи. К сожалению, данная деятельность школьников не способствует повышению уровня развития их духовно-нравственных качеств.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования духовно-6нравственных качеств младших школьников 6
1.1 Понятие «духовно-нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………… 6
1.2 Методы, приёмы и условия формирования духовно-нравственных качеств младших школьников 14
1.3 Мультфильмы как средство формирования духовно-нравственных качеств у младших школьников 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников посредствам мультфильма 30
2.1 Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников 30
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков с использованием средств мультфильма по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников 43
2.3 Анализ и обобщение результатов 56
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
Список литературы………………………………………………………………………………...71
Приложение 77
Список используемой литературы
1. 1. Аксёнова, А.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] / А.И. Аксёнова, С.И. Семенака // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - №5. – С. 41-45.
2. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – СПб. : Питер, 2008. – 398 с.
3. Бойматова, А.Г. Цели и задачи духовно-нравственного
воспитания молодежи [Текст] / А.Г. Бойматова // Современная педагогика. – 2016. – №8. – С. 35-38.
4. 4. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров – 2-ое изд., перераб. и доп. – М. : «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2000. – 1456 с.
5. 5. Васев, Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности [Текст] / Д.В. Васев // Воспитание школьников. – 2011. – №10. – С.18-21.
6. Васильева, О.Н. Правило взаимности – «золотое правило нравственности» [Текст] / О.Н. Васильева // Начальная школа. – 2015. - №7. – С. 5-7.
7. 7. Воронова, О.А. Уроки духовности [Текст] / О.А. Воронова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. - №1. – С. 29-33.
8. 8. Голубков, В.В. Методы преподавания литературы [Текст] : учеб.метод. пособие / В.В. Голубков. – М.: Изд-во Академия, 2008. – 253 с.
9. 9. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] : учеб.
пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская – М. : Проспект, 2013. – 480 с.
10. 10. Гуткина, Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе [Текст] : методический материал / Л.Д. Гуткина; редколлегия В.М. Лизинский, Е.В. Макарова; под ред. А.А. Рождественская. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
11. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого
великорусского языка [Текст] / В.И. Даль – М. : Олма Медиа Групп, 2015. – 448 с.
Среди мультфильмов к таким можно отнести мультфильмы, созданные в советское время, поскольку в те годы мультфильмы подвергались тщательной цензуре, что сказывалось на их качестве.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что проблема духовно-нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики и не теряет актуальности в настоящее время.
Кроме этого исследователи всё чаще обращаются к мультфильмам, как средству формирования духовно-нравственных качеств.
Исследователи отмечают, что мультипликационные герои оптимально подходят для идентификации детей с ними, а значит, восприятия духовно-нравственных качеств, представленных в мультфильме.
Также дети в большей степени ориентируются на последствия поступков – поощрение или наказание, чем на саму суть поступка и его причины.
В целом авторы выделяют мультфильмы как значимый фактор нравственного воспитания младших школьников.