Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования . Дети с нормальным развитием успешно овладевают навыками самообслуживания по подражанию и образцу. Что же касается детей с нарушениями зрения, то они сталкиваются с определёнными проблемами в процессе развития данных навыков. Ребенок с нарушенным зрением ограничен в возможностях познания окружающего мира, за счёт этого у него формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не соотносящаяся ни с одной системой нормально развивающегося ребёнка.
Зачастую дети, попадающие в дошкольное учреждение, бывают неспособны обслужить себя. Комплексная коррекционно – развивающая работа с детьми с нарушениями зрения по развитию навыков самообслуживания позволяет решить данную проблему. Ведь процесс самообслуживания является основой в формировании навыков трудовой деятельности у дошкольников, а также формирует у них такие черты характера, как самостоятельность и общительность.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 6
1.1 Понятие самообслуживания, методы и условия формирования навыков самообслуживания 6
1.2 Психолого – педагогическая характеристика слепых детей дошкольного
в озраста 10
1.3 Особенности развития навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения 16
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 20
2.1 Цель и задачи констатирующего эксперимента 20
2.2 Характеристика участников эксперимента 20
2.3 Методика констатирующего эксперимента 22
2.4 Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 31
3.1 Цель и задачи формирующего эксперимента 31
3.2 Характеристика участников эксперимента 31
3.3 Содержание и методы формирующего эксперимента 34
3.4 Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бейкер , Брюс Л., Брайтман Алан Дж. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: Теревинф, 20 20 . – 320 с.
2. Буре , Р.С. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 201 8 . – 121 с.
3. Васильева , М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. – 20 21 . – № 4. – с.18.
4. Веракса , Н.Е., Веракса , А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Педагогика, 20 1 9. – 80 с.
5. Волоков , В.С. Детская психология: Логические схемы. [Текст] / В.С. Волоков, Н.В. Волкова. – М.: Владом, 20 1 9. – 256 с.
6. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. – Л., 1981. – 122 с.
7. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. – М.: Логос, 2018 . – 78 с.
8. Выготский , Л.С. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 302 с.
9. Галигузова , Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова – М.: ВЛАДОС, 2006г. – 160 с.
10. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 2015 . – 271 с.
11. Дружинина , Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006. – 206 с.
12. Ермаков , В.П. , Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения – М.: Владос, 20 20 . – 119 с.
13. Занятия по развитию социально – бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации. / Сост. Дружинина Л. А. и др. / науч. ред. Дружинина Л. А., – Челябинск: АЛИМ, изд – во Марины Волковой, 20 1 8. – 118 с.
В результате плохого зрительного анализа и контроля за собственными действиями у дошкольников появляется много ошибок в выполнении действий по самообслуживанию. Детям младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения свойственны скованность движений, слабость мышечного тонуса, затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений. Также нарушенное зрение затрудняет ориентировку в пространственном расположении предметов, оценку их качества, возможность планировать захват предмета и действия с ним. Все это затрудняет формирование трудовых навыков [34, с . 60].
Нормально развивающийся ребёнок уже после года может обслуживать себя в некоторых вещах. Например, он может надеть и снять шапку, снять варежки или носки, может самостоятельно пить из кружки и есть ложкой. Данными навыками ребёнок овладевает самостоятельно, подражая окружающим его людям. В дальнейшем навыки формируются при помощи взрослых, по их образцу.