Формирование предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Скачать диплом с рассмотрением содержание коррекционно-педагогической работы по формированию предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.09.2024
Объем файла
1421 Кб
Количество страниц
87
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. У детей нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Лексика выступает тем главным несформированным элементом, который оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, поскольку значение непосредственно, является «единицей речевого мышления» [8].
В связи с тем, что проблемы с отсутствием лексического конструкта значительно усложняют взаимодействие детей с ровесниками и старшими, в таком случае это негативно оказывает влияние на развитие познавательной деятельности, задерживает процесс овладения устной речью, что приводит к получению плохих оценок в школе. Однако самыми существенными трудностями являются проблемы в освоении глагольных конструкций.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...……………......4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ………………………….8
1.1. Психологические и психолингвистические основы формирования предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………..……………………………………...…………8
1.2. Развития предикативного словаря в онтогенезе…...…………........……...11
1.3. Особенности нарушения предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня……………………………………………………..……..……………….14
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня………………….......16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………. 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВН……………….………………………………………….. 22
2.1 Анализ диагностического инструментария по изучению предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня…….……………………....................................................22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………….…………34
2.3 Содержание логопедической работы по формированию предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня..…...………………………………………………………42
2.4 Анализ экспериментальной работы………………………………………...49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..….63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аʌекϲеева, М.М. Методика обучения речи и обучения родному языку дошкоʌьников: учебное поϲобие дʌя ϲтудентов выϲш. пед.вузов и ϲред., пед. учеб. Заведений / М.М. Аʌекϲеева, Б.И. Яшина. – М.: Издатеʌьϲкий центр «Академия», 2000. –400ϲ.
Андруϲишина, Л. Е. Оϲобенноϲти интеʌʌектуаʌьного развития детей ϲтаршего дошкоʌьного возраϲта ϲ общим недоразвитием речи : автореф. диϲ. . канд. пϲихоʌ. наук / Л. Е. Андруϲишина. – Киев. – 2012.
Антипова Ж.К. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2015. – №9. – с. 36–38.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2014.
Бабина, Г. В. и др. Практикум по диϲципʌине ʌогопедия / Г. В. Бабина, Л. И. Беʌякова, Р. Е. Идеϲ. – М. : Прометей, 2012. – 23 ϲ.
Беʌьтюков, В. И. Взаимодейϲтвие анаʌизаторов в процеϲϲе воϲприятия и уϲвоения уϲтной речи в норме и патоʌогии. – Изд. 2-е / В. И. Беʌьтюков. – М. : Педагогика, 2009. – 176 ϲ.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкоʌьного возраϲта 2-е изд. / А. М. Бородич. – М., 1994. – 135 ϲ.
Вершинина, О.М. Оϲобенноϲти ϲʌовообразования у детей ϲ общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина// Логопед, 2004. – Nо 1. – С34-40.
Виноградов, В.В. Руϲϲкий язык. Грамматичеϲкое учение о ϲʌове: учебное поϲобие. — 4-е изд. / В.В. Виноградов. - М.: Выϲшая шкоʌа, 2001. — 720 ϲ.
Воʌкова, Г. А. Методика обϲʌедования нарушений речи у детей / Г. А. Воʌкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 ϲ.
Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-о\тов по спец. «Дефектология». – М. ; Просвещение,2016. – 528 с.: ил
Выготϲкий, Л. С. Мышʌение и речь / Л. С. Выготϲкий. – М. : ACT, 2008. – 672 ϲ.
Гʌухов, В.П. Из опыта ʌогопедичеϲкой работы по формированию ϲвязной 60 речи детей ϲ ОНР дошкоʌьного возраϲта на занятиях по обучению раϲϲказыванию / В.П. Гʌухов // Дефектоʌогия. - Nо 2. – 1994. – С 56-73.
 

После обследования по каждому из диагностических заданий обследуемым детям присваивалось определенное количество баллов, сумма которых позволяла выявить один из 5 уровней сформированности предикативного словаря.
Языковой компонент (Е.Ф. Архипова [3], Г.А. Волкова[38])
I. Исследование пассивного словаря предикатов.
Задание № 1. Наглядный материал: картинки с изображением действий: скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется (приложение А).
Инструкция: «Покажи, кто ...?»
Скачет, стирает, прыгает, причесывается, рубит, ползет, моется, летает.
Описание задания: ребенку предлагаются сюжетные картинки с изображением действий. Просят показать картинку с названным действием.
Критерии оценки: за каждое верно показанное действие начисляется 1 балл.
Задание № 2.
Наглядный материал: предметные картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка (приложение Б).