Особенности формирования понятия экосистемы по биологии у учащихся 11 классов и вопросы ее дальнейшего закрепления
ВВЕДЕНИЕ
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 29 апреля 2019 года подписал Указ «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года». В концепции обозначены существующие в сфере народного образования проблемы и пути их решения. В частности, определены 9 направлений реформ и 48 целевых показателей.
Основными направлениями Концепции определены:
1. вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment);
2. качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;
3. совершенствование методики преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР....................................................................7
1.1. Виды уроков методов обучения экологических понятий............................7
1.2. Характеристика понятий сообщества в системе обучения экологии.....14
1.3. Классификация основных форм обучения экологических понятии......16
1.4. Ожидаемые результаты организации интерактивных занятий в процессе обучении понятий «экосистем»............................................................19
ГЛАВА 2. Материалы и современные методы преподавания обобщающих экологических понятий...........................................................................................21
2.1. «Мини-лекция»..................................................................................................21
2.2. «Метод дискуссии»............................................................................................24
2.3. «Каждый учит каждого»..................................................................................26
2.4. «Игровые задания»...........................................................................................28
ГЛАВА 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ............................................................................31
3.1. Выбор места для эксперимента и краткая характеристика условий проведения.................................................................................................................31
3.2. Особенность учебных материалов и проведение занятий по теме: Сравнительный анализ понятии: «экосистема» и «биогеоценоз».................32
3.3. Особенность учебных материалов и организация уроков по теме: «Экосистема».............................................................................................................46
3.4. Технологическая карта урока по теме: «Экосистемный уровень организации жизни и его особенности. Биогеоценоз как биологическая система»......................................................................................................................48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................49
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...........................................56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по развитию Республики Узбекистан» - Народное Обращение, 8 февраля 2017 г.
2. Мирзиёев Ш. Верховенство закона и обеспечение человеческими ресурсами являются залогом развития страны и благополучия народа. Лекция на торжественной церемонии, посвященной 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. 7 декабря 2016.- Ташкент: НМИУ «Узбекистан», 2017.- 32 с.
3. Мирзиёев Ш. Мы будем вместе работать над построением свободного и процветающего, демократического государства Узбекистан. Выступление на совместном заседании палат Верховного Собрания, посвященном вступлению в должность Президента Республики Узбекистан.- Ташкент: НМИУ «Узбекистан», 2017.- 32 с.
4. Положение об образовании Республики Узбекистан «О развитии благополучного поколения Узбекистана».
5. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение. 1976 г. 383 с.
6. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Седельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Академия, 2003. 266с.
7. Ozorhon B., Yerdelen-Damar S. Environmental Education: The Example of Turkey. Physics Procedia, 2014, vol. 55, pp. 628-634.
8. Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд-кий центр ВЛАДОС, 2003.
9. Мини-лекция, как провести ее интересно | Технология тренинга https://trainingtechnology.ru/mini-lekciya-kak-sdelat-ee-interesnoj/
10. Интересные методы https://staff.tiiame.uz/storage/users/83/presentations
11. Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению Август 1999г. ФРГ о-в. Рюген. Участники: Кляйнн Ева, Книжникова Е.Б., Севрук Ю.А., Сивохо О., Шпиленок Н.,
Эти методы дают учащимся возможность практиковать полученные знания в рамках своей учебной программы и решать сложные экологические проблемы.
4. Экологические экскурсии: это форма обучения, которая позволяет ученикам наблюдать за экосистемами вживую и узнавать о их уязвимости и ценности. Эта форма обучения помогает учащимся понимать взаимосвязь между живыми и неживыми материалами в экосистеме и приобретать навыки охраны окружающей среды.
5. Проектно-ориентированный подход к обучению: это метод обучения, который позволяет учащимся разрабатывать и реализовывать экологические проекты. Ученики могут разрабатывать проекты по уменьшению выбросов загрязняющих веществ, созданию экологически чистых продуктов и т.д. Эта форма обучения помогает учащимся развивать свои навыки решения проблем и учиться работать в команде.