Развитие понимания и навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
ВВЕДЕНИЕПолноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь, по мнению Л. С. Выготского – «важнейшая умственная функция человека, средство коммуникации, инструмент мышления и средство организации психических процессов человека» [13, c.10], поэтому развитию речи детей дошкольного возраста является важной насущной задачей специалистов и родителей. Сегодня возрастает роль поиска эффективных средств и форм логопедической работы по коррекции имеющихся нарушений речи, что также отмечается в федеральных образовательных стандартах. В данной системе формирование и развитие грамматического строя речи и, в частности, навыков употребления предложных конструкций у детей старшего дошкольного возраста представляет особую важность.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности овладения навыками употребления предлогов в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития навыка потребления предлогов детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 13
1.3 Основные направления логопедической работы по развитию навыков употребления предлогов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 25
2.1 Цель, задачи и организация исследования по изучению навыков употребления предлогов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 25
2.2 Результаты исследования навыков употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.3 Формирующая работа по развитию навыков употребления предлогов детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 41
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Методика исследования дифференциации предлогов в импрессивной речи 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Методика диагностики предложно-падежных конструкций 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методика диагностики предложно-падежных конструкций у старших дошкольников 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Тематическое планирование логопедической работы по развитию навыков понимания и употребления предлогов у дошкольников с ОНР 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Примеры конспектов занятий 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкименко В. М. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 11. – С. 49-53
Артемкова К. В. Сравнительная характеристика употребления словосочетаний дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня / К. В. Артемкова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. – Казань. – 2013. – С. 7–9.
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова – М.: Едиториал УРСС, 2022. – 576 с.
Баронова В. В. Технология формирования падежных конструкций у дошкольников с ОНР / В. В. Баронова // Логопедия. – 2014. – № 4 (6). – С. 64-71
Барулина Н. В. Формирование предложных конструкций в речевой практике у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Барулина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 9. – С. 60-65.
Барчан Т. А. Игротека Татьяны Барчан. Где мышонок? / Т.А. Барчан. – М.: ЦОТР Ребус, 2022.
Барчан Т.А. Игротека Татьяны Барчан. Предлоги и осьминоги / Т. А. Барчан, Н. Вьюгина. – М.: ЦОТР Ребус, 2021.
Безрукова О. А. Русский язык в иллюстрациях / О. А. Безрукова. – М.: Каисса, 2018. – 62 с.
Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 1996. – 21 с.
Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1975. – 784 с.
Воробьева Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи / Т. А. Воробьева // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 38-41
Воронина Р. В. Проектный метод в логопедической группе детского сада / Р. В. Воронина // Логопед в детском саду. – 2012. – № 1. – С.13-17.
Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2022. – 352 с.
Гвоздев Н.А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 472 с.
Основными направлениями логопедической работы по развитию навыков употребления предлогов у дошкольников с ОНР III уровня являются: уточнение понимания сущности предлогов в импрессивной речи, закрепление правильного употребления предлогов в самостоятельной речи; дифференциация значений предлогов. Логопедическая работа должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. В соответствии с ведущей деятельностью дошкольного возраста, традиционно, в логопедической работе используется игра. Дидактические, сюжетно-ролевые и другие виды игр способствуют осознанию детьми с ОНР роли предлогов в предложении, а также позволяют формировать навыки правильного их употребления в собственной речи.